– Особенности есть, но не думаю, что у нас есть какая-то биологическая предрасположенность к юмору. Будем, как настоящие марксисты, искать причины в «бытие». Жизнь евреев главным образом протекала в окружении других народов. Особенность еврейского юмора – самоирония. Вот об этом и поговорим.
Отражение в кривом зеркале
Юмор начинается с отстранения, когда смотришь со стороны и видишь обыденное странным. Отсюда один шаг до смешного. Когда ты живешь среди множества разных людей, ты должен с ними соседствовать, торговать, вступать в разные другие отношения. Чтобы находить общий язык, приходится смотреть на мир их глазами. Это учит смотреть со стороны и на самого себя.
И так еврей смотрит на себя глазами носителя другой культуры и видит картавого, крючконосого человека, говорящего на тарабарском языке, размахивающего руками и странно одетого. Это уже смешно. Как в кривом зеркале, еврей видит свое отражение, но в неожиданном ракурсе, с гипертрофически выделенными особенностями. Если ему казалось, что нос его такой же, как у украинца, разве что чуть с горбинкой, в отражении он увидит себя с носом как у Бабы Яги.
Если он совсем не замечал свою скрупулёзность и экономность в ведении дел, в отражении он увидит страшного скрягу, у которого снега зимой не выпросишь.
На Брайтон-Бич пожилой еврей подходит к старому знакомому Изе, который сидит на скамейке и читает газету.
– Изя, что я вижу? Вы читаете арабскую прессу?!
– Ага. Я таки читаю «Аш-Шарк Аусат», что значит Ближний Восток.
– Но раньше вы выписывали газеты из Израиля!
– И что я там читал? Взятки-датки, махинации-комбинации, подорожание продуктов, инфляция. Кругом одни враги и прочие цоресы. Арабская газета – совсем другое дело. Слушайте! Евреи завладели главными банками мира. Захватили земли палестинцев. Втянули Америку в войну в Сирией. Прикончили Каддафи. Убили этого бин-Ладена! Купили Обаму и Ромни вместе взятых по цене одного! Готовят НАТО к войне против Ирана. Вот это мне нравится куда больше!
Изя хочет посмотреть на себя глазами других людей. В оптике чужих глаз он огромен и могуч. Он понимает, что это не так, но это поднимает ему настроение. В том числе потому, что это смешно.
Этот анекдот в советские времена рассказывали про газету «Правда» и израильскую военщину. Анекдоты часто переходят от эпохи к эпохе, меняя детали на те, которые актуальны сейчас.
Обратим внимание – Изя знает несколько языков, что исторически являлось важной составляющей еврейского бытия и тоже порождает много шуток.
Какое происхождение имени Мойше? Первым носителем этого имени был тот Мойше, который вывел евреев из Египта. Сорок лет они блуждали по пустыне и Мойше, как истинный отец народа, заботился о евреях, вплоть до самых бытовых деталей. К некоторым даже подходил и говорил: «Мой шею! Мой шею!». Вот и стали называть его Мойше.
А откуда имя Моисей? Но во время странствий по пустыне у них были длительные остановки, и тогда Мойше им говорил «Маис сей».
Легко догадаться, что эта вторая часть шутки возникла во времена Хрущева в связи с кукурузным перегибом.
Смеемся над собой, чтоб не посмеялись другие
Еврейский анекдот от антисемитского чаще всего отличается тем, кто его рассказывает. Если еврей – то анекдот еврейский. Слово – это оружие, поэтому его нужно отнять у неприятеля, что мы и делаем с большим успехом. Понятно, что есть круг этнических стереотипов о евреях, но мы перестраховываемся. Нет ни одного отрицательного качества, которое не было бы приписано евреям в еврейских анекдотах. Если мы сами про себя расскажем в шутку все то плохое, что про нас могут рассказать, мы присвоим оружие потенциального врага. Мы заранее все его шуточки пошутили. В этом состоит целительный и защитный механизм еврейской шутки!
В преддверии Пурима скажем пару слов о пуримшпиле – традиционной шуточной постановке к празднику. Главный герой и спаситель – Мордехай. Практически во всех пуримшпилях изображается как комический персонаж. Плут, натягивающий нос королям. Злодей Аман, наоборот, фигура трагическая. Жертва колеса фортуны. Был наверху и низвергнут. Мордехай в пуримшпиле – гипереврей, еврей из анекдота. Он одет в длинный халат, белые чулки, штраймл, с длинными пейсами.
В те времена, из которых до нас дошли сведения об этих пуримшпилях, евреи в России так не ходили. Так одевались в Австро-Венгрии, Карпатах. Еще Мордехай чрезвычайно хитер. Настоящая карикатура для антисемитской газеты.
В чем смысл? Мы первые так пошутили! И если вы так пошутите – вы пошутите нашу шутку, будет несмешно.
Такая коллективная психотерапевтическая стратегия, которая помогает злобные выпады воспринимать как шутку.
А напоследок – современный анекдот из Израиля
Израильский кнессет. Один из депутатов является на заседание в шортах, майке и сандалиях на босу ногу. Кто не знает, в Израиле так ходят почти все и почти везде, но на заседания кнессета так ходить не принято, о чем ему вежливо сообщают коллеги.
На что он отвечает, что получил разрешение являться в таком виде от самой английской королевы. Коллеги выказывают удивление и это побуждает его рассказать подробности.
Когда делегация членов кнессета была с визитом в Англии, он был приглашен королевой в Вестминстерский дворец, где, как известно, заседает Британский парламент, куда он пришел точно в том же виде. Увидев его, королева воскликнула, что в таком виде она не готова его принять. Если ему угодно, пусть в таком виде он приходит в израильский парламент.
И здесь снова мы видим этот эффект отражения через взгляд носителя другой культуры.
Английская королева помогает осознать абсурдность того, что взрослые люди в серьезных заведениях выглядят как на пляже и не понимают деликатных намеков.
Будем надеяться, что мы не потеряем наши юмористические таланты, а те, кто нас окружают, даже не сомневаюсь, будут нам в этом помогать!
Беседовал Мойше Трескунов
|