| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Белз в хасидском смокинге. О великих раввинах Белза
Путевые заметки |
Анна Цуцкарева Белз в хасидском смокинге
|
Фото автора
|
Приехав во Львов на свадьбу сестры, я заодно отправилась навестить далеких родственников в
Фото Юлии Фирцович |
ближайших городках и селах.
В Белзе мне провели экскурсию в краеведческом музее – персональную, потому что кроме меня никого не было! Половина зала в музее отведена для артефактов хасидской культуры – портреты первых раввинов, огромная Тора, картина с изображением двух синагог – маленькой в Белзе и такой же, но гигантской в Иерусалиме. Местные жители гордятся тем, что связаны с таким культурным и религиозным наследием, и называют Белз «колыбелью хасидизма».
Сестры рассказывали мне, что весной в Белз приехали тысячи хасидов на какой-то праздник. Автобусы с ними заполонили все узенькие улочки Белза – местные жители никогда такого не видели!
Самый красивый момент случился после окончания молитв, когда все приехавшие хасиды, взявшись за руки, отправились гулять по Белзу в своих длинных черных одеждах. Девочки показывали мне фотографии – ощущение было такое, как будто Белз нарядился в черный смокинг!
|
Фото Юлии Фирцович |
Старинное кладбище Белза. Фото автора |
На следующий день я отправилась посмотреть старинное кладбище в надежде самой увидеть колоритных хасидов. И, конечно же, мимо меня проехал автобус с черными шляпами! Я в очередной раз убедилась, что мир чудесен, поблагодарила его за это, хитро улыбаясь, произнесла «шаломчик» и ускорила шаг, чтобы ничего не пропустить.
Когда я пришла, все приехавшие люди в черном уже были внутри своей гостиницы. Но на мою удачу парочка хасидов вышла помолиться на кладбище. Согласившийся со мной сфотографироваться был из Нью-Йорка, а его предки как раз жили в Белзе сто лет назад. Более он ничего не рассказывал, начал молиться, и я деликатно удалилась.
Фото автора |
Но и тут мне повезло – на обратном пути я встретила хасидскую семью: папа, мама, сын и почтенная женщина постарше. Им тоже захотелось меня сфотографировать (я была в павлопосадском платке). Мы немного поговорили, они обрадовались, что я знаю такую страну Израиль!
Украинские водители автобуса рассказывали, что белзские хасиды особенно отличаются аккуратностью и приятными манерами.
|
Фото Юлии Фирцович |
О великих раввинах Белза. История хасидской династии
|
Перевод автора – специально для jeps.ru
|
Раввин Шалом Рокеах. Первый белзский адмор
Родился в Бродах около 1779 г. Занимал должность главного раввина Белза, был одним из выдающихся лидеров хасидизма и прославился как раввин-чудотворец. Именно он основал движение белзских хасидов и поэтому его назвали Первым белзским адмором (Адмор – еврейское сокращение слов «наш наставник и учитель»).
В городе он построил огромную синагогу, напоминавшую величественную крепость. Роскошная отделка этой синагоги славилась на весь мир. Рядом с синагогой был построен Бейт-Мидраш, где изучали Тору, а с восточной стороны от этих сооружений раввин построил свой собственный дом, где белзские раввины жили до начала Второй Мировой Войны.
К раввину Шалому в Белз приезжали евреи из всей Европы, так как он славился своей праведностью и чудотворностью. Он исцелял больных, среди которых были не только евреи, но и немало христиан, страдавших от неизлечимых болезней. Раввин Шалом был известен еще и тем, что заботился обо всех людях, невзирая на их национальность и веру.
Благодаря раввину Шалому Белз, который прежде был провинциальным городком, снова стал одним из значительных центров Галиции, куда ежегодно съежались тысячи людей.
Рабин Шалом умер в сентябре 1855 г. Был похоронен на белзском кладбище.
Раввин Йеошуа Рокеах. Второй белзский адмор
Родился в Белзе в 1825 г. Продолжил дело своего отца. Он основал партию и еврейскую ортодоксальную газету «Махзикей Дат» («Укрепители Веры»), которая выражала его взгляды на еврейство и главные принципы иудейской религии.
В те времена влияние белзских хасидов распространилось на весь еврейский мир, и к белзскому раввину стали тысячами приезжать евреи даже из далекой Венгрии. Также активно развивались торговые отношения между евреями и христианами, белзский раввин внимательно следил за соблюдением правил честной торговли между обеими сторонами.
Перед смертью Раввин Йошуа отправился в Вену на хирургическую операцию и умер в феврале 1894 г. в поезде по дороге обратно в Белз. Его похоронили на белзском кладбище.
Раввин Исахар Дов Рокеах Первый. Третий белзский адмор
Родился в Белзе в 1854 г. При нем население белзских хасидов существенно увеличилось. Раввин Исахар-Дов расширил синагогу, которую постоил его дед. Еврейская община Белза переживала экономический и социальный расцвет. В Белз приезжала учиться молодежь, а на еврейские праздники в городе собиралось огромное количество людей, что способствовало процветанию города.
В начале Первой Мировой Войны, когда русские войска подступили к Белзу, раввин Исахар-Дов переехал в село Ративцы в Закарпатье, а потом в Мукачев.
Только в 1924 г., после капитального ремонта синагоги и своего дома, раввин Исахар-Дов вернулся в Белз вместе со своей семьей и ближайшими помощниками.
Он умер в ноябре 1926 г. и был похоронен на белзском кладбище.
Раввин Аарон Рокеах. Четвертый белзский адмор
Родился в Белзе в 1877 г.
В годы его правления движение белзских хасидов достигло своего максимального расцвета. Город Белз стал славным центром паломничества евреев, которые приезжали к раввину за благословлением, помощью и мудрым советом. Белз стал одним из крупнейших в мире центров иудаизма, еврейские жители города являли собой пример благочестия, порядочности и взаимопомощи и евреям, и христианам.
Через 13 лет, в 1939 г., началась Вторая Мировая Война. Во время праздника Симхат-Тора из белзский раввин и его помощники сели на последний поезд из Белза, спасаясь от нацистских захватчиков.
Во время этой войны белзский раввин пережил ужасные страдания и опасности, он был тяжело ранен и чудом остался жив. Он потерял всю свою семью: жену, девять детей и двадцать трех внуков. Все они были убиты в нацистских лагерях смерти и никто из них не дожил до окончания войны. Но, по Б-жьей воле, сам белзский раввин и его брат раввин Мордехай, главный раввин городка Белгорай, спаслись и выжили.
В феврале 1944 г. оба раввина, израненные и обессиленные, приехали в Израиль. Несмотря на свое слабое состояние, они решительно взялись за работу: основали религиозную общину в память о белзских хасидах, которые почти все были убиты во время войны. Они создали множество синагог и ешив ( иудейские семинарии) в память о белзских евреях, уничтоженных нацистскими палачами.
Он умер в августе 1957 г. и был похоронен в Иерусалиме.
Раввин Исахар-Дов Рокеах Второй. Пятый белзский адмор
Родился в Тель-Авиве в 1948 г. Возглавляет всемирную общину белзских хасидов и носит титул Пятого белзского адмора. Cын раввина Мордехая Рокаха из Белгорая Он построил успешную общину белзских хасидов в Израиле и во всем мире, основал многочисленные синагоги и учебные заведения везде. Сегодня община белзких хасидов насчитывает десятки тысяч люде по всему миру.
В мае 2000 г. белзский раввин в кратчайшие сроки построил в Иерусалиме огромную и роскошную синагогу – самую большую в Израиле! Эта синагога является копией синагоги, стоявшей в Белзе, ее построили в память о белзских раввинах и всех хасидов Белза и Галиции, погибших в Холокосте.
После долгих лет коммунистического режима, уничтожившего и разрушившего еврейские святыни, белзские хасиды вернулись в Белз, обновили еврейское кладбище, а также построили большой дом для многочисленных паломников, которые приезжают в Белз в течение всего года. Среди
Белзская синагога в Иерусалиме –
самая большая в Израиле |
паломников есть внуки и правнуки евреев, живших в Белзе до войны.
Сам адмор также часто навещает могилы своих предков в Белзе. Впервые он приехал сюда в 1988 г., когда Советский Союз согласился выдать визу ему и десятерым его помощникам. Тогда раввин собственными глазами увидел, в каком плачевном состоянии находились остатки великих памятников славного прошлого белзской еврейской общины. Адмор продолжает дело своих предков и призывает всех своих учеников и последователей беречь память живших здесь хасидов и нести людям добро, как это делали белзские раввины.
|
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|