В центре сюжетной линии церемонии закрытия Олимпиады режиссер Даниэле Паска помещает девочку Любу, появившуюся еще на открытии.
На этот раз героиня путешествовала по «страницам русской культуры».
Изобразительное искусство, музыка, балет, литература и цирк. Постановка состояла из 14 глав, каждая из которых представляла собой отдельное шоу.
Собственно, рассказ о культуре начался с изобразительного искусства.
Под музыку Шнитке, которую исполнял Юрий Башмет, на стадионе появился летающий перевернутый остров – «Деревня Шагала».
Остров населяют персонажи, сошедшие с картин Марка Шагала: скрипач на крыше, жених и невеста. А потом на небе появились гелиевые облака и Луна, которую детям, путешествующим вместе с девочкой Любой, вручил один из клоунов.
Осмыслить эту часть шоу нам помогает питерский еврейский художник Айзик Рохлин.
– Как это ни странно, на Западе больше знают не классическое русское искусство, а более современное, авангард, и среди представителей этого направления больше других известен Шагал.
Но его выбор неслучаен еще по ряду причин. У Шагала было много учителей, которые представляли самые разные школы и художественные направления, поэтому его творчество вобрало в себя значительную часть мировой культуры. Возможно, поэтому шоу началось с него как связующего звена между мировым искусством и русским.
Творчество Шагала, как и вообще творчество художников-авангардистов разрушает каноны, нарушает привычные формы: люди летают, дома перевернуты, пространство изгибается как хочет. Это подчеркивает открытость России всему новому, не косность, не зацикленность на сложившейся традиции.
Мне показалось, что у этого шоу, кроме задачи показать вклад России в мировую культуру, была еще одна задача – преодоление стереотипов о России. Показать миру, что Россия – это не то, что вы думаете. Так, главным героем «балетной части» был «назначен» Дягилев, известный своей «нетрадиционной ориентацией», а на открытии российская команда выходила под песню известной своей «нетрадиционностью» группы Тату «Нас не догонят». Все это показывает
Марк Шагал. «Я и деревня». 1911 г. |
Россию как страну, которой чужда гомофобия.
Шагал помогает преодолеть сразу несколько стереотипов о России – косность и национализм.
За основу того, что было показано в шоу, по-видимому, взята картина «Я и деревня», написанная в 1911 году. Она богата цветовой палитрой, характерной для творчества Шагала.
Считается, что, как и в большинстве произведений Шагала этого времени, здесь изображен Витебск. Конечно, не деревня, а еврейское местечко. Но на картине нет явных черт еврейской принадлежности.
Таким образом, этот элемент шоу, как и многие другие, предполагает разные «этажи» восприятия. Неискушенный зритель увидит пасторальную жизнь маленького русского городка, описанную с элементами сказки. А искушенный – еврейского художника Шагала и еврейский Витебск.
|