130 лет назад труппа «отца еврейского театра» Абрама Гольдфадена триумфально выступила в Петербурге. Вспоминая талантливого поэта и драматурга, мы представляем спектакль «Играем Гольдфадена», который пройдет в Синагоге 4 марта в 19:00.
У еврейского театра богатая история – театрализованные представления были популярны среди евреев еще в эпоху Римской империи. В средние века во Франции были известны романтические евреи-трубадуры, в Германии развлекали народ евреи-шуты, а в Богемии процветали целые актерские династии, поколения которых кормились этим ремеслом. Позже, в 16 – 18 вв., еврейская театральная культура достигла больших высот в жанре пуримшпиля. Причем понятие «пуримшпиль» далеко не всегда было связано именно с одноименным праздником, драматические произведения такого плана были очень популярны и в другие праздники, например, в Хануку.
Становление профессионального еврейского театра началось в конце XIX века и неразрывно связано с именем Абрама Гольдфадена.
Гольдфаден видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Он завершал свои пьесы нравоучительным финалом и для пущей доступности делил героев на положительных и отрицательных. Как отмечает автор и ведущий спектакля «Играем Гольдфадена» Константин Учитель, «...простодушная драматургия Гольдфадена сегодня воспринимается как искусство, не лишенное китчевого элемента, но покоряющее наивным восприятием мира, как необычайно интересный лубочный образчик переходных форм от фольклора к авторскому творчеству».
Многие из его пьес и поныне не сходят со сцены театра на идише, обретая новые трактовки и звучание. Особенно популярны его водевили «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877), «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880) и другие. Реакцией на погромы в 1881 г. стала пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо XIV в. явно намекали на русскую действительность и на тяжелое положение евреев России. А народно-героическая драма «Бар-Кохба» (1882) пробуждала у зрителя чувство национальной гордости и сознание собственных сил для сопротивления произволу.
Гольдфаден внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург и создатель устойчивого репертуара, а также воспитал первое поколение профессиональных еврейских актеров. Многие вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идише в разных странах.
Мы с удовольствием приглашаем Вас на спектакль по мотивам пьес Аврама Гольдфадена, драматургия которого и сейчас вдохновляет творческих людей на поиски новых форм и прочтений. Об этом свидетельствуют впечатления самих актеров.
Ирина Гершт:
– Благодарна Константину Александровичу Учителю за знакомство с "отцом еврейского театра". Участвовать в таком проект одно удовольствие: пьесы шикарные, команда подобралась отличная. Хорошо и на репетиции и на сцене. А когда такая атмосфера в репетиционном процессе, то она несомненно передается и зрителю.
В спектакле принимают участие: Ирина Гершт, Сергей Малахов, Мария Синяева, Владимир Кузнецов, Максим Гагарский. Автор и ведущий Константин Учитель.
|