ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Еврейский закон о шайбе

Раввинский суд

Раввин Ури Суперфин Еврейский закон о шайбе

Главной темой всей недели стал вылет с турнира нашей олимпийской сборной по хоккею. Косвенным участником провала был американский судья, который не засчитал гол в матче Россия-США (и не засчитал, кстати, абсолютно справедливо – ворота были сдвинуты на несколько миллиметров). Давайте разберемся, можно ли ставить такого судью с точки зрения Талмуда.

Пристрастность – один из самых обсуждаемых вопросов в устройстве еврейского судопроизводства. В еврейской терминологии это называется «ногеа бе давар». Дословно этот термин переводится «касающийся этого». Если будет установлено, что человек «ногеа бе давар», ему запрещено быть судьей и свидетелем.

Суть в том, что любой человек пристрастен в своих суждениях относительно того, что ему не безразлично. В этом есть несомненные плюсы: например, это позволяет не замечать недостатки близких людей. Но для правосудия, функция которого в еврейском понимании – установление Б-жьей справедливости, пристрастие – несомненный минус.

Пристрастность бывает разная. Есть пристрастность, обусловленная отношениями родства, партнерства или вражды.

Есть ситуативная пристрастность, обусловленная получением какой-то разовой выгоды, например, подарка или одолжения. Вот пример из Талмуда:

У рабби Ишмаэля был договор с одним евреем. Тот арендует у рабби Ишмаэля фруктовый сад, и за это будет поставлять хозяину сада корзину с фруктами к субботе. Остальное – его. Так и было, каждую пятницу после полудня арендатор появлялся с корзиной, полной фруктов, у дверей рабби Ишмаэля. Как-то раз у арендатора вышла тяжба с другим евреем, суд заседал в четверг, и тот решил занести очередную корзину днем раньше. Судьей в предполагаемом суде должен был быть рабби Ишмаэль. Ничего нового не произошло, просто полагающиеся ему фрукты были принесены на день раньше. Но, так как это было отклонением от обычного порядка и это выглядело как попытка угодить, рабби Ишмаэль отказался быть судьей при разборе этой тяжбы!

Бывает, что сама ситуация делает человека «ногеа бе давар». Возьмем, к примеру, такой случай: из синагоги украли свиток Торы. Могут ли молящиеся этой синагоги быть свидетелями? Ответ – не могут. Почему? Потому, что они заинтересованы в том, чтобы свиток в их синагогу вернулся побыстрее, и это может влиять на их свидетельство.

В том, что касается пристрастности, закон Торы для еврейского суда и суда нееврейского различается. От еврейского суда Тора требует, в идеале, установить истину, от нееврейского – установить порядок. Бывают ситуации, в которых, чтобы достичь истины, нужно отойти от формальных критериев. Но если главное – порядок, у следования инструкции есть несомненные преимущества.

А теперь рассмотрим ситуацию с не засчитанной шайбой.

Если мерять еврейскими мерками, судье-американцу изначально нечего делать на такой игре! В такой ситуации у него нет шансов остаться беспристрастным.

Но если речь идет о формальном подходе, тогда и его выход на лед, и его решение не засчитать гол, легитимны. В дело вступают соображения другого рода. Он качественный судья? Значит, годен. Он действовал сообразно написанному в правилах? Он полностью прав! Скажу больше: нельзя не оценить смелость судьи, который наверняка предвидел волну возмущения, но настоял на букве закона!






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї