ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

История, скрытая в комоде

Василий Когаловский История, скрытая в комоде

Кажется, само прошлое Санкт-Петербургской еврейской общины и Большой Хоральной Синагоги выглянуло из-за занавеса – тяжелого бархатного парохета, который накануне 120-летия Синагоги вернулся на свое место в Государственном музее истории религии. К предстоящей годовщине музей открыл выставку, посвященную этой дате, и парохет, вернувшийся после реставрации, занял здесь главное место.
Это очень необычная выставка, потому что посетителю музея придется открывать для себя прошлое самостоятельно, вручную – в буквальном смысле слова. В маленьком зале, который занимает экспозиция, посвященная иудаизму, нет места для больших выставок – всего две застекленные витрины. Но история Синагоги и сопутствующих ей еврейских учреждений – это, прежде всего, документы об их прошлом. Их разместили в специальном музейном «комоде» с широкими выкатывающимися ящиками. Посетителю достаточно потянуть ящик на себя, чтобы увидеть скрытые от лишнего света и выгорания старые бумаги. Например, свидетельства переписки, которую вела община, чтобы добиться разрешения на строительство Синагоги. Среди них – документ, который разрешил общине снести старые постройки на выделенном участке, что на углу Большой Мастерской и Офицерской улиц (ныне Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов). Только после этого могло начаться строительство.
Но ему предшествовал еще конкурс проектов. Их было три, причем все архитекторы представляли себе синагогу в мавританском стиле. «Его “сосватал” петербургским евреям искусствовед Владимир Стасов – он считал мавританский стиль наиболее подходящим такому восточному народу, – рассказывает куратор выставки Алла Соколова. – Скульптор Марк Антокольский высказывал сомнения в том, что этот стиль подходит синагоге, и называл его слишком кокетливым». Кроме синагоги «мавританским» в Петербурге оказался только дом Мурузи.
В конкурсе победил проект архитектора Ивана Шапошникова и художника Льва (Лейба) Бахмана. 16 марта 1881 года его утвердил Александр III. Спустя два месяца было получено разрешение на строительство – вот оно, в верхнем ящике выдвижной экспозиции.
Вслед за синагогой по проекту архитектора Бориса (Боруха) Гиршовича был построен Дом еврейских училищ – его фасад не изменился и в точности соответствует старому чертежу 1898 года, разве что нет решетки на крыше. Строили Дом училищ на пожертвования. На выставке можно увидеть коробочку для цдаки с изображением будущего здания.
  
А в следующем ящике необычной выставки представлен последний архитектурный конкурс. Это уже 1909 год: вокруг синагоги решено вместо прежнего деревянного забора построить каменную ограду. Архитектор Иван Ропет, известный мастер исторического стиля, позже названного «псевдорусским», продолжает дело Стасова – и предлагает ограду в мавританском стиле. Укрепленные на ограде светильники должны были напоминать меноры; над затейливо декорированными воротами – большая шестиконечная звезда. На рисунке этого архитектора перед чугунными воротами стоит господин в котелке, закинувший на плечо тросточку, и, кажется, читает надпись на иврите, выкованную в металле. Рисунок Ропета напоминал фронтиспис, который Ропет сделал для роскошного альбома «Еврейский орнамент», выпущенного Владимиром Стасовым и Давидом Гинзбургом. Впрочем, от первоначальных идей Ропета в существующем варианте ограды остались лишь некоторые элементы.
Но что же выставлено за стеклом витрин? Например, экран для пюпитра кантора, созданный в Петербурге в 1877 году сообществом евреев-ремесленников – братством «Поалей Цедек». Над посеребренными и золочеными чеканными изображениями поднимаются, как настоящие, руки, сложенные в благословляющем жесте когенов, – очень реалистичное рельефное изображение.
А напротив – парадный свиток Торы, поступивший в музей, скорее всего, как раз из Большой хоральной синагоги: она была закрыта властями в 1930 году, но уже через полгода открыта вновь. Сотрудники музея не исключают, что это один из тех семи свитков, которые были внесены в Синагогу в день ее освящения 120 лет назад. Однако не исключен и другой вариант: свиток, отличающийся навершиями с костяными украшениями, принадлежал одной из еврейских молелен, а их до начала 30-х годов в городе было несколько.
Какой из общин принадлежал тот же синий парохет, сотрудникам музея выяснить пока не удалось. Но, судя по всему, он был заказан для самых первых служб во временной хоральной молельне, открытой на Фонтанке в 1868 году, а впоследствии мог оказаться и в Синагоге. Он наверняка сделан в Петербурге – где же еще могли нашить на него лиры, напоминающие о киноре царя Давида, но так поразительно похожие на театральные символы XIX века? Еще одна загадка, оставленная для будущих исследователей, – обозначенные золотым шитьем в центре магендавида две буквы: «алеф» и «реш». Не исключено, что это инициалы петербургского еврея той поры, пожертвовавшего средства на парохет.
Реставраторам, закончившим свое дело совсем недавно, выпала тонкая работа – чистить металл, состояние которого влияет и на ткань. Им пришлось приводить в порядок и вышитых львов: за полтора века золотые нити разошлись, из-под них стала проглядывать объемная картонная основа. Стражей золотой короны «подлечили», и они будут еще долго нести свою службу на завесе.
«Выставка очень красива, здесь много редких вещей, нужно привести наших школьников, чтобы они посмотрели ее», – сказал на ее открытии главный раввин Санкт-Петербурга Менахем Певзнер. Он сравнил особую годовщину синагоги со ста двадцатью годами жизни человека, о которых говорит Тора, и напомнил, что и следующий «жизненный цикл» связан с той же задачей – делать добро.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї