В ГМИРе открывается выставка «Звезда и лира Давида», приуроченная к юбилею Синагоги. Это событие стало приятным сюрпризом для еврейской общины города.
- Ну а как же иначе? Это подарок к юбилею. Не сделать такую выставку было бы настоящим безобразием! – говорит хранитель фонда иудаики музея Алла Соколова.
- Выставка названа «Звезда и лира Давида». Почему?
- Оба символа изображены на парохете – завесе, реставрация которой завершилась несколько дней назад. Вряд ли этот парохет предназначался для Большой Хоральной Синагоги. Но мы предполагаем, что он связан с историей временной молельни, которая открылась в 1868 г., а с 1870 г. находилась на набережной Фонтанки. А С этой молельни как раз и начинается история Синагоги. Именно ее прихожане решились в 1869 году подать прошение на дозволение построить Синагогу, и это разрешение было им дано. Лиры на парохете – редкий в еврейской традиции мотив – отражают желание петербургских евреев, чтобы у них была хоральная Синагога… Можно сказать, что этот парохет – первая веха в создании Синагоги, первый ее материальный след. Стиль, в котором изготовлен парохет, можно охарактеризовать как питерский ампир. Очевидно, что этот парохет появился еще до того, как известный историк искусства Владимир Стасов начал «продвигать» арабо-мавританский стиль.
- По какому принципу подбирались экспонаты?
- Выставка небольшая, и мы старались подобрать предметы, которые абсолютно точно связаны с историей Синагоги – пусть и не использовались в ней непосредственно. Большинство экспонатов поступили в ГМИР из секции охраны памятников Русского музея. А туда они попали из Синагоги, куда, в свою очередь, перекочевало множество предметов из закрывшихся молелен.
Например, мраморные Скрижали Завета: сомневаюсь, что они были частью интерьера Синагоги. Скорее всего, пылились где-нибудь на чердаке.
Среди экспонатов есть шофар. В музее их несколько, но лишь один подходит под описание из списка предметов, поступивших из Синагоги: там значился шофар длиной в 40 см.
Конечно, жаль, что так мало предметов, использовавшихся в Синагоге. Зато многие экспонаты выставки связаны с еврейской религиозной жизнью Петербурга более раннего периода.
Есть и экспонаты ленинградских времен. Например, деревянная копилочка с печатью Ленинградской еврейской общины (ЛЕРО) – возможно, это единственный сохранившийся отпечаток той печати. Есть и бланк Лениградской Синагоги.
- Представлены ли на выставке документы, связанные с историей Синагоги?
- Есть целый ряд документов, имеющих отношение к истории Большой Хоральной Синагоги. Разрешение на строительство Синагоги от 30 мая 1881 года. План участка и разрешение на строительство ограды перед зданием синагоги от 29 июля 1905 г. Разрешение на строительство Дома еврейских училищ и многое другое. В таком комплекте и таком контексте эти документы ранее не выставлялись.
Выставка будет открыта для посетителей с 6 декабря 2013 г. по 12 марта 2014 г.
|