Дорогие евреи Петербурга!
Поздравляю вас с Ханукой – праздником света и чудес! Этот праздник сообщает нам уверенность в том, что, когда человек отстаивает самое главное, свою веру и принципы, он обязательно победит!
Все знают историю о том, как горстка еврейских повстанцев победила сильную греко-серийскую армию. И о том, как один-единственный кувшинчик масла в очищенном Храме горел целых восемь дней.
Извечный вопрос: один день масло горело «естественным» образом, семь дней – чудесным. Почему же праздник отмечается восемь, а не семь, дней?
Ответов на протяжении еврейской истории давалось множество. Лично мне особенно нравится такой ответ. Чудо первого дня заключалось в том, что у евреев нашлись силы на то, чтобы очистить Храм, начать заново отстраивать порушенную еврейскую жизнь. Представьте сами: что пережили эти люди? Позади годы страха и притеснений, кровавая война… И все же: первое, что сделали наши предки, одержав победу, – не пошли отдыхать, не принялись держать совет, как жить дальше, а зажгли Менору. Возобновили повседневное служение в Храме! В этом заключается для нас важный урок. Бывают в жизни тяжелые периоды, горести и проблемы. И наша главная задача – как можно скорее восстановить нормальную жизнь. Это свойство вообще присуще еврейскому народу. Сколько бед выпало на нашу долю! И, тем не менее, мы всегда находили в себе силы встать, отряхнуться и идти дальше.
В Талмуде есть интересный спор. Мудрецы по имени Рав и Шмуэль обсуждают, можно ли в дни Хануки зажигать первую свечу от второй, вторую от третьей и т.д. Или для этой цели можно использовать только шамаш? Рав считает, что зажигать одну свечу от другой нельзя. Шмуэль – что можно. Аргументация Рава такова: если мы зажигаем одну свечу от другой, то тем самым «ослабляем» заповедь, ведь огонь в первой свече на мгновение уменьшается и колеблется. Шмуэль же говорит, что, наоборот, поступая так, мы «усиливаем» заповедь, ведь от огня зажигается новый огонь.
Любопытно, что, когда в Талмуде есть спор между Равом и Шмуэлем, в подавляющем большинстве случаев галаха устанавливается по мнению Рава. Но в случае с ханукальными свечами закон установлен по мнению Шмуэля!
В этом – еще один важный урок. Мы не должны думать только о себе, о своей «свече». Если мы тратим время и силы на другого человека, мы не отнимаем ничего у себя. Наоборот, только добавляем в мире свет!
(Оговорюсь, что на практике принято зажигать свечи от шамаша. Но если мы зажжем одну свечу от другой, то не нарушим закон).
И, наконец, третий урок Хануки. На иврите греческая культура, для которой характерно поклонение внешней, материальной красоте и гармонии, называется «Яван».
Вот как это слово пишется на иврите:
Обратите внимание (читаем справа налево!): буква йуд маленькая, вав – побольше, нун – длинная. Это движение вниз, «под откос». Такое случается с теми, кто живет в мире материи, лишенном духа. Не будем им уподобляться и наполним свою жизнь духовностью и светом!
Светлой вам Хануки! Хаг Ханука самеах!
С благословением,
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер
|