Фильм Константина Фама «Туфельки» длится всего двадцать минут. В нем нет лиц – только обутые ноги. Главные героини – две женские ножки в красных туфельках с бантиком. «Жизнь» модельной пары начинается в магазине, а заканчивается в горе обуви, снятой с узников Освенцима. Такая пронзительная и необычная история Холокоста не могла остаться незамеченной. Картина была видвинута на «Оскар» в позиции «Лучший короткометражный фильм».
Константину Фаму 41 год. У него пятеро детей! Он «официально» числится москвичем. Но на самом деле его можно смело назвать космополитом – гражданином мира. То он в США, то в Белоруссии, то в Праге. Мотается по всему миру: снимает фильмы, монтирует их, представляет, ищет деньги на следующие, учится режиссуре, продюсерству, еще чему-то, что может пригодиться…
Необычный человек сформировался в необычной семье. Вот как о ней рассказывает сам Константин:
- Я родился и вырос в поселке Первомайский Харьковской области. Моя мама была еврейкой, а папа – вьетнамец. Они познакомились в харьковском оперном театре. Отец – политический иммигрант из Вьетнама – приехал в СССР в числе так называемых «птенцов Хошимина»… Я учился в театральном училище в Днепропетровске, трижды поступал во ВГИК на режиссерское отделение. В конце концов, поступил на сценарное. Вообще, я много где учился… У меня была своя компания – мы снимали в основном рекламу. Но моей главной мечтой в какой-то момент стала собственная режиссерская работа. Первым фильмом стала короткометражка «Ежик» по рассказу Григория Горина… Я участвовал также в съемках
Константин Фам выглядит как вьетнамец,
но при этом является галахическим евреем |
сериала «Женская лига», снимал «Ералаш».
- Почему новая работа затронула тему Холокоста?
- Чем старше я становился, тем больше я думал о том, что не могу прийти на могилы родственников по материнской линии: практически вся мамина родня погибла в Холокосте.
Лет восемь назад я посетил Освенцим. Больше всего меня поразили горы обуви, снятой с заключенных: вот сапоги человека из деревни, вот модельные туфли, вот ботинки рабочего, а вот целая гора детской обуви…
Спустя недолгое время мой друг Дима Паршков, компьютерщик по специальности, оказался около той же витрины. Оттуда он мне и позвонил и сообщил идею будущих «Туфелек», которая его в тот момент осенила. Дима подарил мне эту идею.
А потом я поехал учиться в нью-йоркской киноакадемии. На выпускном вечере я сообщил о том, что планирую снять короткометражку о Холокосте. И предложил собрать денег на съемки. В тот вечер я получил первые две тысячи долларов на будущий фильм.
- А вообще каков бюджет картины?
- Он очень велик – цифру называть не буду. Деньги давали самые разные люди – те, кто не хочет, чтобы Холокост забыли. Снимали больше года в разных странах.
Дело в том, что у «Туфелек» удачный формат: его можно показывать, например, школьникам, которым сегодня зачастую нелегко высидеть полнометражную картину. Я надеюсь снять еще две короткометражки, объединив их в цикл под названием «Свидетели». Вторая будет называться «Брут». Это фильм по рассказу Людвига Ашкенази повествует о собаке, которая начала жизнь в качестве любимца теплой еврейской семьи. Потом ее, как и всех животных, отобрали у евреев. Пес закончил свои дни озверевшим охранником концлагеря. Третья новелла – по рассказу Йоси Тавора – будет называться «Скрипка». В ней – о музыкальном инструменте, который по-разному звучит в разных руках...
- Трудно было стать номинантом на главную награду американской киноакадемии?
- Процедура отбора номинантов на «звание» лучшей короткометражки более демократична, чем аналогичное мероприятие для полнометражных фильмов. Тут страна, гражданином которой является режиссер, не имеет значения. Непросто оказалось пройти квалификационный отбор.
- Когда станет известен результат?
- В середине января. Я и все пятьсот человек – а нас, причастных к созданию картины, оказалось столько – с нетерпением ждем вердикта киноакадемии! Знаете, многие довольно известные профессионалы участвовали в работе над «Туфельками» бесплатно или за маленькие гонорары. На Западе, как ни странно, люди больше склонны к бескорыстию, если их вдохновляет идея.
- Последний вопрос. Сегодня есть дикие люди – отрицатели Холокоста. Но есть и те, кто говорит: мол, надоели вы, евреи, со своей Катастрофой. Давайте поговорим о чем-нибудь более «свежем» и актуальном…
- Тем, кто так говорит, я отвечаю: уберите Маген Давиды и представьте, что речь о представителях любого другого народа, пострадавшего от фашистов. Я снял картину о своей боли. У каждого боль – своя. Знаете, у меня нет могил предков, зато теперь есть фильм.
КСТАТИ:
8 ноября 2013 года кинофильм Константина Фама «Туфельки» победил в номинации «Лучший Короткометражный Фильм» Х Международного Кинофестиваля «Лучезарный Ангел».
|