Великими бывают не только пророки, праведники и их деяния. Великими бывают и преступления. В их числе – злоязычие, которое Вавилонский Талмуд называет равносильным идолопоклонству, прелюбодейству и убийству, – напомнил во время петербургского фестиваля Талмуда раввин Авраам Вайнгорт. Он привел высказывание мудреца школы Ишмаэля из вавилонского Талмуда: «Тот, кто злословит, грешит так, что тяжесть его греха – как тяжесть трех величайших грехов вместе взятых».
«Это не лекция!» – предупредил Авраам Вайнгорт перед началом одной из встреч фестиваля. И предложил слушателям самостоятельно искать ответы на многие вопросы – здесь же, в зале Синагоги.
Например: как связаны грех прелюбодеяния и лашон а-ра (злоязычие)?
«Разврат начинается с разговора, – высказал свое мнение один из обсуждавших, петербургский эколог Александр Шмидт. – Либо женщина приглашает мужчину, либо он соблазняет ее. Так было в случае с Иосифом и женой Потифара. Это она постоянно пыталась добиться его согласия. Тащит она его только в самом конце, но все начинается с языка». И вот реакция рава Вайнгорта: «Я на многих ссылаюсь и всегда записываю, как зовут автора, чтобы цитировать только от его имени. Сказано в Талмуде: если тот, кто цитирует, ссылается на автора, он тем самым способствует приходу в этот мир избавления». Александр Шмидт несколько раз высказывал свою точку зрения, и рав записывал его слова по крайней мере дважды. В конце концов, развитие еврейской мысли продолжается и в Петербурге!
Лашон а-ра, злоязычие, воздвигает перегородки посреди нашей речи: злословящий разрушает доверие к человеку, о котором говорит, но компрометирует и себя, – напомнил Авраам Вайнгорт. Тот же механизм действует и в случае с убийством: слово способно убить человека, уничтожить его морально. Одна из участниц рассказала, что ее родственник покончил с собой: он был не в состоянии вынести клеветнических обвинений.
«Злоязычие – такой же грех, как убийство: после него невозможно совершить тшуву (раскаяние), т. к. невозможно исправить сделанное. Представьте, вы решили принести извинения оклеветанному и рассказываете ему, какие гадости и кому вы о нем наговорили. Человек ошарашен, и отношения между вами навсегда испорчены», – объяснял рав. И все же в ряде случаев возможен некий «компромисс с Творцом»: исправить сделанного нельзя, но можно попытаться исправить себя. Единственный способ – «пить лекарство до болезни», т. е. не прибегать к злоречию. Предвосхитить болезнь лекарством – отметим в скобках – важный принцип еврейской этики: так, трактат «Гитин («Разводы») в Талмуде предшествует трактату «Кидушин» («Браки»): чтобы читающий заранее проникся отвращением к разводу и понял бы, какова ответственность человека, вступающего в брак.
«Надо всегда помнить о предназначении своего языка, – подытожил рав. – Если человек правильно обращается с ним, его речь превращается в молитву даже во время обыденных дел».
Заметим, кстати, что добрая треть собравшихся живо реагировала на слова ведущего до перевода на русский. Может быть, еще несколько лет, и будет достаточно одного иврита?
|