ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Изиль Заблудовский и Кира Нечай: эпизоды из театра семейной жизни

Мария Конюкова Изиль Заблудовский и Кира Нечай: эпизоды
из театра семейной жизни

Изиль Захарович Заблудовский, народный артист России, всю жизнь прослуживший актером питерского Большого драматического театра имени Товстоногова (до 1992 года – имени Горького), умер 16 декабря 2010 года в возрасте 83 лет. За свою актерскую карьеру Заблудовский сыграл более чем в восьмидесяти спектаклях родного театра, снялся в двух десятках фильмов. Мы помним его по ролям в «Мещанах», «Пиквикском клубе», «Трех мешках сорной пшеницы». Артиста некоторые считали королем ролей второго плана, а некоторые – человеком с талантом звезды, которому не дали реализовать в полной мере свои способности. Многие интересовались: почему такой тонкий, высокопрофессиональный артист, как Заблудовский, у Товстоногова лишь на второстепенных «партиях»?
Это был главный вопрос, с которым я шла к вдове актера Кире Владимировне Нечай. И, конечно, я испытывала страх, который, наверное, чувствуют все журналисты, готовясь ко встрече со спутницей жизни известного человека. Ведь нередко такие интервью принадлежат к одному из двух «жанров»: «Моя жизнь с гением» или «Моя жизнь со святым» (иногда оба жанра одновременно). Подобные рассказы интересны самому рассказчику. Но, как это ни грустно, не представляют интереса для читателей.
Веселое выражение лица Киры Владимировны «на входе» убедило меня: она выступит в другом жанре. Я не ошиблась. Но рассказ превзошел мои ожидания: он оказался юмористическим. Мы вспоминали эпизоды Изиля Захаровича и все время смеялись.
Кира Владимировна на мой главный вопрос ответила, не сразу. Она предложила познакомить сначала читателей с ее мужем – таким, каким он был дома, в обычной жизни.

Пролог. Необычное имя.
Евреи Петербурга всегда наивно полагали: Изиль – это какая-то местечковая форма имени Израиль. Ха-ха, скажу я вам. Во-первых, ударение падает на второй слог. Во-вторых, имянаречению новорожденного мальчика предшествовала небольшая коммунистическая история.
Отец Изиля Захар Богданович Заблудовский, преданный коммунист, в 1927 году отправился в загс регистрировать новорожденного сына. Пошел не один, а в компании давнего друга, который шел записывать дочь.
По дороге они обсуждали будущие имена младенцев.
Друг Захара Богдановича похвастался:
- Я свою дочь назову Нинель – в честь Ленина.
- А я своего собираюсь записать Сергеем – пусть будет, как Киров.
- А почему не в честь Ильича?
Захар Богданович замялся. В принципе, он тоже больше восхищался Владимиром Ильичем, чем Сергеем Мироновичем. Но пламенный большевик попытался оправдаться:
- Так у меня старший уже назван в честь Ленина – Владимиром. (Владимир Заблудовский позже стал солистом Ленинградского малого оперного театра – М. К.).
- Ну и что! – возразил друг.
Захару Богдановичу, судя по всему, стало неудобно: как он может назвать второго мальчика не в честь вождя мирового пролетариата!
Отцы на ходу придумали «ленинское» имя новорожденному – ИзИль – исполняй заветы Ильича. Почему с ударением на второй слог? Но как можно поставить ударение не на Ильича-то!
В 1937 году преданного делу партии Захара Заблудовского сослали с семьей в Казахстан. В 1940 – после смещения Ежова – разрешили вернуться в Ленинград. В 1941 отец Изиля погиб под Колпино.

На сцене появляется Кира Нечай.

Изиль Заблудовский в юности
Родители Изиля учились с мамой Киры Владимировны на отделении вокала в консерватории. Так что, Кира, которая младше Изиля на семь лет, знала его с детства.
В 1954 году Кира со своей мамой пришла с визитом к Изилю с его мамой в их коммуналку на улице Некрасова. Заблудовский явился с небольшим опозданием – задержался на репетиции.
- Он был страшно тощий. Пришел и сразу прислонился к теплой печке. Это мое первое яркое воспоминание о будущем муже.

«Кира, надо позвонить Изилю».
Мама Изиля, Цивия Филипповна, вскоре умерла от рака. Изиль остался один. Кира Владимировна вспоминает:
«Мама моя тогда работала в Мурманске. Она мне без конца звонила с напоминаниями:
- Кира, надо позвонить Изилю. Кира, сходи к Изилю – помоги ему по хозяйству. Он там совсем один.
Вот я – послушная дочь – и стала ходить на Некрасова помогать одинокому молодому человеку. Ему было 29 лет.
Однажды сидел он в своей комнате на диване. Я проходила мимо. Он сгреб меня в охапку и спросил:
- Замуж выйдешь?
- Почему бы и нет? – отвечаю.
Вот мы и поженились. Я его спрашивала потом:

Андрей Заблудовский с сыном Костей
- Почему ты на мне женился?
- Я подумал, дети красивые будут».
Дети на самом деле выросли не только красивые, но и успешные.
Старший – Андрей (1959 г. р.) – музыкант, участник легендарной группы «Секрет». Младший – Сергей (1962 г. р.) – инженер, живет в США. У Заблудовских трое внуков…
Вскоре Кира переехала на улицу Некрасова:
- Соседи Изиля все были евреи – очень доброжелательные люди. Помню, в одной из комнат жила такая характерная еврейская мама с сыном. Она мне говорила: «Вот бы моему Вадику такую жену, как ты».

Таки-кто из нас артист?
Кира Владимировна рассказывает:
«Мы с мужем в семье как бы поменялись ролями. Он – спокойный уравновешенный человек. Не могу сказать, что Изиль обладал бурным темпераментом. Но он был артистом по профессии, по сути и по призванию. Я – взрывная, неуравновешенная, разговорчивая. А по специальности я инженер химик-технолог. Мы все время ругались.
Впрочем, Изиля трудно было окончательно вывести из себя. А мне иногда хотелось. Как-то раз я картинно шваркнула тарелку об пол. Но я-то знаю, какую тарелку бить: кинула ту, которая уже была с трещиной. Но тут Изиль возьми, да и сорвись: взял и разбил целую стопку новых блюдечек…
Но вообще Изиль был очень хорошим, добрым, терпеливым человеком. Для детей лучшего отца и представить себе невозможно.
Иллюстрация к его терпеливости и выдержке: выходя замуж, я поставила условие: или я выхожу замуж, и мы живем с моей мамой, или мы расстаемся. Изиль легко согласился съехаться с

Супруги
тещей. А мама моя была женщиной авторитарного склада. Она, к примеру, запросто в любое время могла ворваться с нашу супружескую спальню в каким-нибудь хозяйственным вопросом… Муж никогда на нее не жаловался.
Только спустя годы после смерти мамы он признался:
«Знаешь, меня ведь сильно раздражала твоя мама…».
Мне и в голову не могло такое прийти – в этом был весь Изиль. Жил, бедняга, всю жизнь с двумя бабами: одна авторитарная, вторая – психопатка!..».
Кира Владимировна воспринимает мир критически. И себя – тоже… Она продолжает:
«Когда мы уже состарились, я спрашивала мужа:
- Почему ты не бросишь меня и не найдешь себе молодую?
А он шутил в ответ:
- Давно бы нашел. Но сифилиса боюсь».

«Я не вижу его в главных ролях».
«Как Изиль стал актером? Они с приятелем шли мимо Большого драматического театра. На дверях висело объявление о приеме в студию. Он туда пришел – его взяли. Потом приняли в театр. В студии Изиль был одним из самых талантливых учеников. Больше никакого актерского образования у него не было. Да оно, как показало время, было и не нужно…
Изиль дружил с режиссером БДТ Розой Сиротой. Она высоко ценила его талант. Но в театре все решал Товстоногов единолично. Его воля становилась непререкаемым законом: спорить и возражать было бессмысленно. Сирота «начерно» репетировала с актерами роли. Она считала, что Мышкина в «Идиоте» должен играть Изиль. Но Георгий Александрович дал роль Смоктуновскому. Сирота как-то обратилась к режиссеру с вопросом:
- Почему вы не даете главных ролей Заблудовскому?
- Я не вижу его в главных ролях, – отрезал Товстоногов.
Изиль очень переживал из-за такого отношения мэтра к себе…».

«Я так люблю вашего мужа!».
Кира Владимировна вспоминает:
«Как-то Роза Абрамовна Сирота призналась мне:
- Я так люблю вашего мужа!
Уж не знаю, что она имела в виду. Я ответила:
- Ну и любите на здоровье.
Изиль меня потом ругал:
- Зачем ты обидела Сироту – такого замечательного человека?
Так я и не поняла, что должна была сделать: в драку полезть, что ли?».

«Хватит быть артистом!».
На вопрос о том, каким Заблудовский был дома, его вдова отвечает:
«Дома Изиль тоже иногда играл. Я говорила ему:
- Хватит быть артистом! Будь человеком.
Иногда он как-то странно смотрел на меня. Я его спрашивала:
- Что ты смотришь?
- Я учусь. Я должен что-то и от тебя взять…
Он репетировал роли дома. Меня просил сверять его слова с текстом».

«Любимая роль».
Спрашиваю Киру Владимировну:
- Какая роль вашего мужа стала любимой для вас?
- В «Короле Генрихе IV» он так натурально чесался!

«Евреи, как вам не стыдно?!».
Кира Владимировна говорит:
«Изиль не был религиозен. В одной постановке он должен был сыграть ребе. Чтобы лучше вжиться в роль, муж пошел на молитву в синагогу. Вернулся домой в крайнем возмущении и обиде за ребе. Рассказывал мне: - Представляешь, раввин читает молитву, а один прихожанин в это время говорит другому: ''Ой, что вчера натворила моя Сара''. Я подумал: как им не стыдно? Тут ребе им поворачивается и говорит: ''Евреи! Как вам не стыдно?!''».

                                                                     * * *
Изиля Захаровича Заблудовского почти три года уже нет на этом свете. А его жена вспоминает о муже, пишет дневники, переосмысливает те 54 года жизни, которые они провели вместе.
Мне кажется, супруги Заблудовские прожили вместе счастливую жизнь. Им не было скучно друг с другом. Не зря друзья говорили: «Сходишь к вам в гости – и в театр ходить не надо».


                                                              Фото из семейного архива Киры Владимировны Нечай






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї