ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

д-р Александр Шейнин, Мемуары, первый Суккот

Пейсах Менделевич. Первый Суккот

Бывший петербуржец, деятель еврейского подполья д-р Александр Шейнин вспоминает о своем первом Суккоте в ленинградской Синагоге в 1978 году. Начало мемуаров – воспоминания о первой встрече с Пейсахом Менделевичем и первом в жизни Йом Кипуре – читайте здесь.

Материалы опубликованы с разрешения автора.

…В назначенный день, я, конечно же, не пошёл в институт, а отправился в синагогу.
О празднике Суккот я имел ещё меньшее представление , чем о Судном Дне. В моём карманном календарике лаконично значилось, что это «праздник в память того, что Б-г поселил евреев в райских кущах вовремя их исхода из Египта». Поскольку меня пригласили на праздник и, как я понял, праздник весёлый, я на всякий случай захватил с собой бутылочку самодельного изюмного вина, прозванного приятелями моими «Бродилом». И, как оказалось, не напрасно...
В отличие от вечера минувшего праздника, утром Суккота синагога была полупуста. Я сразу разыскал Пейсаха Менделевича на условленном месте. Он меня действительно ждал: «О! Наконец-то! Я сегодня приехал, можно сказать специально для Вас. В праздники не очень-то принято пользоваться транспортом, а мне ведь добираться аж из Петродворца, на электричке. Но, поскольку она едет и без моего участия и, предположительно, её ведёт не еврей, то можно сделать послабление... Тем более, что я Вам обещал».
Это была иная система координат, иные поведенческие коды. Ни о чём подобном я прежде не слыхал. «Смотрите, сейчас будет Благословение Коэнов, вот они выходят! Но, когда они благословляют, смотреть на них нельзя, надо или закрыть глаза или накрыться талесом! Про это говорят: 'Кто первый раз увидит 'Биркат Коаним', ослепнет, а кто второй раз посмотрит на них – умрёт!' Как Вам нравится такое, как можно второй раз увидеть, если ты уже ослеп?!»
Несколько стариков без обуви, в одних носках, обмотанных с головами в покрывала-талесы наподобие саванов вышли вперёд и разместились на сцене в ряд. Лиц их было не видно. Потом они крыльями взметнули руки вперёд и закричали что-то надрывно и протяжно.
Пейсах Менделевич наклонил мою голову вниз. Я закрыл глаза и подумал, что, наверное, уже ослеп...
Именно тогда я с восторгом осознал, что те «перчатки» с расставленными пальцами на старинном надгробии, с детства завораживавшем меня в привокзальном друскенинкайском лесу, – это знак Благословения Коэнов! Это те самые «Коаним, благословляющие свой народ», о которых когда-то рассказывал мне старый Хайтас, обучавший меня еврейскому алфавиту по надписям на камнях уничтоженного кладбища... Так когда-то в детстве возле разбитого и замшелого камня я получил своё первое коэнское благословение! И вот сейчас, в Суккот, меня благословляли уже не мёртвые, а живые коэны!
Когда мы вышли в пустынный двор синагоги, Пейсах Менделевич подвёл к меня к групке из трёх парней, стоявших неподалёку: «Гриша, познакомьтесь, расскажите, что к чему…" Он подтолкнул меня к старшему из них, а сам немедленно исчез. Ребята казались моими ровесниками, но выглядели совершенными завсегдатаями. Познакомились: Гриша В. Миша Ц. и Боря И. Мы зашли внутрь огромного сарая, стоявшего в синагогальном дворе. Там были столы и скамейки, а вместо крыши – еловые ветки. Кроме нас – никого. Ребята достали закуску, а я своё «Бродило». Разлили, сказали «Лехаим!».
«Это у тебя не вино, а КОСОРЫЛОВКА!», – сказал старший, чем, конечно, обидел меня…, но налили по второй. Обменялись телефонами. Приятели стали обсуждать какие-то непонятные темы, занятия, составление писем и т.д. То и дело они с опаской посматривали на меня, пытаясь говорить намёками – я понял, что мешаю им и, условившись о встрече в ближайший праздник Симхас Тойра, распрощался, окрылённый открывшимися перспективами для моих духовных поисков...
Уже значительно позже я узнал, что «сарай» – это «Сукка», шалаш, в котором принято проводить праздник Суккот. Что в Сукке этой в дни ленинградской блокады складывали умерших евреев, откуда их потом перевозили в братскую могилу еврейского кладбища. Я узнаю, что среди «счастливцев» которых не бросили где попало, а на саночках привезли в эту Сукку, был и прадед мой Менахем-Мендел, погибший в первую блокадную зиму 1941-го...
Спустя всего лишь несколько лет Сукка эта будет до тесноты заполняться поющей на иврите молодёжью, те новые знакомые мои станут действительно признанными авторитетами в изучении и соблюдении еврейского Закона среди возвращающихся в лоно еврейства и, разумеется, уже не станут столь опрометчиво пить «Бродило», сделанное сомнительным незнакомцем, даже не подозревавшем о законах кашрута и соблюдении субботы.
С Пейсахом Менделевичем я больше не встречусь никогда: попав с его подачи в компанию единомышленников, я почему-то надолго забыл об этом первом моём синагогальном «меламеде», а когда однажды всё же попытался разузнать, кто он и, быть может, ещё кто-то помнит его, этого Пейсаха Менделевича из Петродворца, то НИКТО, даже Гриша В. не смог мне рассказать более того, что «да, действительно, был, кажется, такой...».
Признаюсь, к Благословению коэнов у меня особое отношение с тех пор. Когда я слышу их молитву, то непременно вспоминаю и вижукак сейчас перед собой замшелый камень с распростёртыми ладонями, Пейсаха Менделевича, положившего мне руку на плечо ... и других моих учителей, явившихся за ними...

***
Когда я рассказал Басеньке историю про Пейсаха Менделевича и посетовал, что ничегошеньки не знаю про него, то она сказала: «Не иначе это был Илья-Пророк: он всегда так поступает…».






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї