ТЕМА ДНЯ. ИЗРАИЛЬ И ЖЕНЩИНЫ Место женщин в обществе – весьма щепетильный вопрос для Израиля. В среду, 24 апреля, в «Меа Шеарим», появились листовки, анонимный автор которых протестуют против того, что автобусный кооператив «Эгед» набирает в водители женщин. Но радикализм проявляется и с другой стороны.
Израильская феминистская организация «Женщины Стены» добилась на прошлой неделе определенного успеха. В четверг 25 апреля Окружной суд Иерусалима постановил, что пять задержанных 11 апреля активисток организации не подлежат аресту и отклонил просьбу полиции запретить им появляться возле Котеля в течение трех месяцев. Оглашая решение, судья Моше Собелл сказал, что решение Верховного суда от 2003 года, который оставил в силе запрет правительства на ношение женщинами тфилина и талита, молитвы и чтения свитка Торы у Стены Плача, не является основанием для того, чтобы вменять криминальные нарушения «Женщинам стены». Таким образом, декриминализуется нарушение возле Западной Стены правил поведения, принятых в традиционной ортодоксальной синагоге.
Несколько ранее вновь облеченный полномочиями премьер Нетаниягу предпринял попытку уладить надоевшие всем скандалы с феминистками и реформистами из-за их желания нетрадиционно молиться в Иерусалиме у Западной стены. Премьер поручил главе Еврейского агентства Натану Щаранскому найти решение, которое удовлетворило бы всех участников конфликта. Последний собрал комиссию, которая предложила расширить площадь у Стены Плача и разделить ее не на два, а на три сектора: для мужчин, для женщин и для «всех прочих». В последнем мужчины и женщины смогут молиться вместе, а все желающие – облачаться в талит и читать Тору. Конечно, сама возможность иудейского «непотребства» у святого места возмутила ортодоксальную общественность, но с другой стороны реформисты не дождались вожделенного ответа «для вас – везде». Теперь решение иерусалимского суда может укрепить решимость феминисток бороться за право молиться на свой манер в любом месте и превращения Котеля из ортодоксальной синагоги, как минимум, в либеральную.
Изменения в «статус-кво» вблизи самого святого для евреев места весьма симптоматично. Сегодня в правящей коалиции есть серьезные силы, стремящиеся изменить расстановку сил в израильском обществе в целом. Раввины не готовы, да и не могут общаться на том языке, который использует новый глава минфина Яир Лапид. К такому выводу приходит, как пишет «Курсор», обозреватель газеты «Гаарец» Яир Этингер. Если раньше на министров действовали упреки в неуважении к незыблемым ценностям иудаизма, то Лапид открыто заявляет, что не соблюдает шабат.
В скором времени в Израиле предстоит избрание новых главных раввинов. Их по сложившейся традиции два – ашкеназский и сефардский. Возможно, что новые фигуры сумеют более гибко отстаивать позиции религиозных евреев. Интересно, что как раз сейчас в Кнессете идет рассмотрение законопроекта, закрепляющего за женщинами 20% мест в комиссии по назначению главных раввинов и три места в комиссии по назначению даянов – судей бейт-дина (раввинского суда). Это логично, ведь главный раввин в Израиле – это не «еврейский папа», а государственный чиновник, который регулирует вопросы, касающиеся жизни всех еврейских граждан. И это не только кашрут, обязательный в армии и в столовых и буфетах госучреждений. В Израиле, как известно, к компетенции религиозных институций относятся вопросы гражданского состояния. И для женщин немаловажно участвовать в назначении тех, кто будет, среди прочего, решать вопросы брака и развода.
Не лишним будет вспомнить, что своим успехом на выборах обладающий модельной внешностью Яир Лапид во многом обязан лучшей половине электората. В этом свете понятно другое его решение, уже не касающееся религии: министр финансов отказался от планов повышения с 62 до 64 лет пенсионного возраста для женщин.
ДИНАСТИЯ ПО-НАШЕМУ. ПО СТОПАМ ПРЕДКА В еврейской общине Дрездена впервые после погрома 1938 года появился раввин. 28-летний Александр Нехама – внук Эстронго Нехамы, главного кантора Берлинской общины, пережившего Аушвиц. В довоенной общине Дрездена было 5000 евреев. С 1990 года за счет притока из бывшего СССР община выросла с 61 до 720 членов.
ОРГВОПРОСЫ. В ЛИТВЕ НОВЫЙ ГЛАВА ОБЩИНЫ Сменился лидер еврейской общины Литвы. Новым ее председателем стала Фаина Куклянски, адвокат, занимавшая ранее должность заместителя председателя – Симонаса Альперавичюса, тоже юриста, возглавлявшего общину более двадцати лет. Сегодня в общине Литвы примерно 5000 евреев.
ОНО ЕМУ НАДО? ДАСТИН ХОФФМАН – АНТИСИОНИСТ Голливудский актер Дастин Хоффман, согласился стать гостем ежегодного мероприятия Мусульманского совета по связям с общественностью. Он будет вручать награду создателям «Лучшего фильма», которым, по традиции, считается самый антиизраильский фильм года. Сионистская организация Америки выразила возмущение тем, что актер, в 2010 году отказавшийся участвовать в Иерусалимском кинофестивале, готов присутствовать на этом мероприятии. Ранее Дастин Хоффман в интервью еврейскому изданию «The Forward» рассказал, что, несмотря на отсутствие традиционного воспитания, он всегда чувствовал себя «русским и румынским евреем», Хоффман сказал также, что еврейские традиции вошли в его жизнь после брака с Лайзой Готтсеген.
ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ. КАШРУТУ И ХАЛЯЛЮ В ПОЛЬШЕ БЫТЬ! Польское правительство разработало нормы, позволяющие вновь разрешить ритуальный забой скота по законам еврейской и мусульманской традиции. В 2012 году польский суд вынес запрет на шхиту и халяльный убой. Однако запрет оказался экономически невыгоден для страны: он лишает до 5 тысяч поляков рабочих мест, связанных мясной промышленностью (точнее, с поставками мяса на экспорт), приносящей польской экономике около 400 миллионов евро в год. Польский премьер Дональд Туск отметил, что новые правила, которые еще должны быть приняты Сеймом, легализуя практику забоя, все-таки отменяют «наиболее шокирующие методы умерщвления животных». Со своей стороны, польская еврейская община утверждает, что кошерный забой остается под защитой закона 1997 года об отношении государства к еврейским общинам этой страны.
РИТОРИКА МЕНЯЕТСЯ. НЕ ВСЯКАЯ ДЕМАГОГИЯ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНА Отрицание Холокоста президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом нанесло вред международным отношениям Исламской Республики. Так считает Мухаммед Багир Галибаф – мэр Тегерана и потенциальный кандидат на следующих президентских выборах в Иране. Он заявил, что отрицание Ахмадинежадом истребления нацистами шести миллионов евреев стало «оправданием для наших злейших врагов – сионистов, и повлияло на судьбу палестинцев». Галибафа отметил, что «защита целей палестинцев является частью принципов нашей внешней политики. Отрицание же Холокоста частью нашей внешней политики не является».
РЕЗОННО. СУД РЕШИЛ, ЧТО ТРАМВАИ – НЕ ТАНКИ Парижский суд отклонил иск ООП, утверждавшей, что при прокладке маршрута иерусалимского трамвая через арабские кварталы города была нарушена Женевская конвенция и ущемлены права жителей Восточного Иерусалима. Иск был подан по месту «прописки» ответчиков – в строительстве участвовали французские фирмы. Суд признал, что работы велись на «оккупированной» Израилем территории. Однако само строительство трамвая не противоречит международному праву, обязывающему «оккупанта» заботиться о населении подконтрольных территорий. Суд обязал подателей иска оплатить судебные расходы в размере 117 тысяч долларов. |