ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Песах в Ленинграде

Песах в Ленинграде

По материалам Еврейского телеграфного агентства (JTA) Что это такое?

Мир не безмолвствовал в то время, когда евреи СССР подвергались гонениям и преследованиям. За жизнью и судьбой советского еврейства пристально следило крупнейшее международное еврейского агентство JTA (Jewish Telegraph Agency). Сегодня архив JTA начиная с 1917 года оцифрован и выложен в Интернет – благодаря этому мы получили доступ к бесценным материалам, касающимся жизни ленинградского еврейства в тяжкие советские времена. Петербургский историк Виктор Амчиславский отобрал, перевел и снабдил комментариями публикации 1926 – 1937 гг., посвященные теме Песаха в нашем городе. Читайте о том, как весь мир посылал ленинградским евреям мацу, как реагировали на это власти и как еврейские же «воинствующие безбожники» пытались помешать своим собратьям проводить пасхальный Седер…

В советские времена, когда власти ожесточенно преследовали евреев, исполнявших законы Торы или проявлявших интерес к своей национальной культуре, праздник Песах приобрел особое значение. Масштабы притеснений собственных граждан, приверженных еврейской традиции, определялись настроениями вождей, генсеков, общей обстановкой в стране и мире и прочими обстоятельствами. Но даже в 1970 – 1980-е гг., когда результаты принудительной ассимиляции давали о себе знать и многие ленинградские евреи имели об иудаизме весьма отдаленное представление, о таком празднике как Песах знали все, и очень многие считали благим делом устроить Седер и поставить мацу на праздничный стол. Мацу покупали в Синагоге, а когда это было невозможно (по свидетельству Михаила Бейзера, так случилось в начале 60-х гг.) – выпекали её дома. Этим, как правило, занимались патриархи семейств, сохранившие память о еврейских обычаях.
Бывшие ленинградские узники Сиона – отказники, участвовавшие в еврейском национальном движении 1960 – 1980-х гг., – вспоминают об уникальном коллективном Седере, который им удалось провести в 1972 г. в гостинице «Октябрьская», несмотря на активнейшее противодействие милицейских и иных служб Ленинграда. Первоначальное место проведения собрания (в столовой под видом серебряной свадьбы) держалось в строгой тайне, но всезнающий КГБ вовремя приказал закрыть столовку «по техническим причинам». Тогда предприимчивые отказники небольшими группами проникли в просторный ресторан


Седер в солдатской общине. 1914 г. (?)

«Октябрьской» и под «Хаву Нагилу» и еврейские песни отметили праздник и, конечно, захватили с собою мацу!
А когда-то все было и проще, и… официальнее. Вспоминается Песах, проводившейся в апреле 1834 г. еврейскими матросами Кронштадта. Тогда, судя по архивным документам, морской министр А. С. Меншиков получил записку от раввина Рубинштейна с просьбой не допустить в отношении служивших в рабочем экипаже иудеев «замешательства в наступающих ныне


Раввин Лубанов

праздниках в употреблении по своим обрядам пищи». Министр распорядился не чинить никаких препятствий на пути мацы на остров Котлин, где её ждали более 300 еврейских моряков! Употребление мацы на берегах Невы, таким образом, имеет многовековую историю.
Ответственность за приготовление мацы всегда лежала на раввинах. Возвращаясь из эпохи Николая I во времена советские, нельзя не вспомнить Абрама Рувимовича Лубанова. Рав Лубанов, со дня смерти которого в августе нынешнего года исполняется 40 лет, всегда заботился о приготовлении главного лакомства Седера. В последние годы жизни, когда раввин тяжело болел и не мог самостоятельно ходить, его относили в мацепекарню, где он внимательно проверял кошерность муки.
Многое из советского полуподпольного прошлого ленинградских евреев забыто и утрачено. Тем интереснее для нас обратиться к архивным ресурсам Еврейского телеграфного агентства (JTA) и отыскать сведения о Песахе, сохранившиеся среди информационных лент «еврейских телеграфистов» с 20-х годов минувшего века.

Джойнт поможет евреям Восточной Европы отпраздновать Песах
Одно из ранних упоминаний о Песахе в Ленинграде относится к 1926 г.
Март, 1926 г. (JTA):

Джойнт распорядился активизировать благотворительную деятельность и организовать помощь России в максимальном объеме. Глава «Агроджойнта» в Москве др. И. А. Розен получил телеграмму о необходимости снабдить мацой еврейское население Харькова, Екатеринослава, Киева, Одессы, Гомеля, Москвы, Ленинграда, Минска, Кременчуга и Полтавы.
Просьбы оказать срочную помощь поступили от еврейских руководителей указанных районов, где бедственное положение настолько усугубилось, что в еврейских общинах едва ли хватит средств на приобретение мацы к Песаху.
В штабе Джойнта отмечается, что 15 млн. долларов, собранных евреями Америки для поддержки своих собратьев в Восточной Европе, подтверждают, насколько сильно в США встревожены положением еврейства в Польше, Галиции, Бессарабии и России.

Мука для мацы: Рига – Ленинграду
Рига, 28 февраля 1929 г. (JTA):

При содействии бывшего главного раввина Ленинграда Моисея Айзенштадта, власти Латвии разрешили направить 3000 наборов с мукой для выпекания мацы еврейской общине Ленинграда по случаю приближающегося Песаха.

Франция получает просьбу о маце из России
Париж, 7 марта 1929 г. (JTA):

Раввин М. Айзенштадт, прежде главный раввин Ленинграда, обратился с призывом собрать средства и отправить мацу евреям в советскую Россию для предстоящего Песаха. Обращение подтверждено главным раввином др. Исраэлем Леви.

Комментарий: М. Г. Айзенштадт занимал место казенного раввина Петербурга с 1910 по 1923 г. В столицу он прибыл из Ростова-на-Дону, где заведовал двумя Талмуд-Торами. После утверждения в должности рав Айзенштадт проявил себя активным общественным деятелем. В 1923 г. он эмигрировал из СССР, но, как видно из сообщений JTA, связи с питерской общиной не прервал и активно поддерживал ленинградских евреев.

Советские власти колеблются по поводу ввоза мацы
Москва, 22 марта 1929 г. (JTA):

«Количество мацы, которое советское правительство планирует разрешить импортировать в страну для российских евреев к приближающемуся Песаху, до сих пор остается темой


Раввин Д.-Т. Каценеленбоген

переговоров» – заявили советские власти корреспонденту Еврейского Телеграфного Агентства, запросившему сведения о судьбе поставки из Риги муки для Седера.
В телеграмме, полученной из Риги, утверждается, что советское правительство запретило изготовление мацы в России, так как советское еврейство получит достаточный объем муки из-за границы.
Процесс снабжения мацой советских евреев является сложной проблемой не только из-за переговоров о необходимом объеме поставок или вопросе о налогах, но главным образом в виду страха большевистских властей, опасающихся негативной реакции со стороны нееврейского населения. Шаги по облегчению доставки мацы советским евреям могут быть восприняты как выражение привилегированного положения евреев.
В сообщении из Риги также отмечалось, что ленинградский раввин Д.-Т. Каценеленбоген договорился о доставке муки из Сибири. Однако сибирское начальство, и это – факт, отказалось направить муку в Ленинград, о чем сообщили нашему московскому корреспонденту.

15 тысяч еврейских семей в советской России получат зарубежную мацу
Рига, 1 апреля 1929 г. (JTA)

Не менее 15 тысяч еврейских семей в разных уголках СССР получили возможность провести традиционный Седер благодаря поставкам мацы из-за рубежа. 26 вагонов муки отправлены в Москву из Риги, вместо ранее запланированных 50-ти вагонов. Снижение поставок вызвано повешением таможенных налогов на ввоз муки для мацы. Последние 13 вагонов из общей партии отправятся завтра: 11 из Риги и 2 из Берлина. Мацу направят в Ленинград, Витебск, Минск, Харьков, Шепетовку, Одессу, Киев, Херсон, Николаев, Екатеринослав, Кременчуг, Бердичев, Житомир, Гомель и Бобруйск.

Ввоз мацы в СССР – дело контрреволюционное, заявляет коммунистическая газета «Дер эмэс»
Москва, 4 апреля 1929 г. (JTA):


Газета «Дер Эмес».
Фото с сайта
www.ort.ru

Коммунистическая газета на идише «Эмес» («Правда») обвинила лидеров еврейских общин СССР в контрреволюции. Критические выпады были спровоцированы призывом доставить мацу к Песаху для семей евреев, соблюдающих заповеди Торы. Атаке подверглись и американские идишские газеты, обнародовавшие обращение о сборе средств на отправку мацы советским евреям. Основной удар авторы «Эмес» наносили по лидерам еврейских общин Ленинграда и Москвы, а также двум нью-йоркским изданиям – «Еврейский утренний журнал» и «День».
Авторы передовицы «Эмес» писали: «Так, начиная будто бы с национального и религиозного сострадания, они завершают беззастенчивой и оголтелой агитацией против советской России!»

Советские власти требуют выплаты «роскошного» таможенного налога за ввоз мацы
Москва, 5 апреля 1929 г. (JTA):

Несколько вагонов с мацой прибыло в Москву и Ленинград из Риги. Московские таможенники отказались предоставлять мацу еврейским общинам до выплаты высокого налога, особо установленного по случаю Песаха. Переговоры идут полным ходом. Протестовать против импорта мацы в советскую Россию продолжают на страницах коммунистической идишской газеты «Эмес», объявившей, что советской стране нужны импортные тракторы, а не заграничная маца.

Чиновники в Москве заявляют о спекуляциях с мацой
Москва, 9 апреля 1929 г. (JTA):

В Народном комиссариате внешней торговли СССР заявляют о появлении спекулянтов, незаконно продающих мацу. Маца была импортирована из-за рубежа и предназначается для бесплатной раздачи бедным евреям. Наркомторг примет меры против спекулянтов. Недавно прибыло три выгона с мацой: для Ленинграда, Москвы и Белоруссии. Власти впустили мацу только после уплаты повышенного налога: по 50 копеек за килограмм. Между тем, еврейский орган при компартии – Евсекция – по-прежнему борется с Песахом и мацой.

В дни празднования Песаха запланирована масштабная антирелигиозная кампания
Москва, 20 апреля 1929 г. (JTA):

«Евсекция» – еврейский подотдел компартии – организовал масштабную антирелигиозную


Обложка журнала «Трибуна»
с призывом превратить ленинградскую Синагогу в Дом политического просвещения

кампанию против евреев, отмечающих Песах, назвав её «Неделей Культуры». Эта «Неделя», по плану «Евсекции», будет посвящена пропаганде. Еврейские массы призовут отказаться от посещения синагог и употребления мацы. В Ленинграде во время первого Седера пройдут концерты и встречи с еврейскими активистами-атеистами. Большая хоральная синагога Ленинграда превращена в коммунистический клуб.

Комментарий: Перед нами образец явления, ныне именуемого историками советизацией. К 1930 г. судьба еврейской культуры и традиции в СССР была предрешена: евреи должны были превратиться в советских граждан (homo soveticus) и отбросить отжившие формы национального самосознания. Даже призыв поддержать верующих собратьев оказывался под прицелом идеологически убийственной критики. В 1930 г. была временно закрыта наша красавица-синагога. И, хотя, ленинградские власти её вскоре открыли, испугавшись статьи главного балабуста «Головокружение от успехов», синагога подверглась за эти месяцы тотальному разграблению. Газета «Дер эмес», просуществовавшая с 1918 по 1937 гг., неизменно нападала на собратьев за приверженность Торе, ивриту и иные национальные устремления, атаковала бундовцев и сионистов. Однако будущее её редакторов и авторов было прискорбным: многие из них сгинули в годы репрессий.

Главный раввин Лондона Й. Герц: «Невзгоды и страдания еврейского населения в России особенно чувствительны в Песах»
Лондон, 3 марта 1931 г. (JTA):

«Бедствия и лишения еврейского населения России станут особенно тяжкими во время Песаха, если не помочь собратьям, которым угрожает голод», – заявил главный раввин Лондона др. Й. Х. Герц, призвавший английское еврейство собрать средства на отправку мацы в Россию. Несмотря на экономическую депрессию, охватившую мир, лидеры европейского еврейства призвали объединить все силы для поддержки русских евреев в деле проведения кошерного Песаха.
По существующим правилам, каждый гражданин СССР имеет право получить 5 кг. муки из-за границы. «Это внушает мне глубокую веру в то, что английское еврейство откликнется на мой призыв и сделает все, чтобы доставить коробки с мукой в Россию» – отметил главный лондонский рав.
Рав Герц не сомневается, что ответ евреев Великобритании «будет быстрым и щедрым», ведь его призыв поддержали ведущие еврейские лидеры Европы – Йосеф Ицхак Шнеерсон – глава Любавичских хасидов, раввины мировых столиц, бывший раввин Ленинграда М. Айзенштадт и многие другие. «И хотя в нынешнем году нам приходиться оказывать больше поддержки евреям Европы, помощь еврейству России – наша святая работа».

Как провести кампанию против Песаха в СССР: повестка дня Союза воинствующих безбожников
Москва, 17 марта 1931 г. (JTA):

«Центральный Совет Союза безбожников СССР решил созвать всесоюзную конференцию в четверг 26-го марта 1931 г. Цель безбожников – усиление и расширение антирелигиозной пропаганды среди еврейских масс» – сообщает коммунистическая газета на идише «Дер эмес».
«Агада, утверждающая, что «все евреи братья» – это оружие еврейских эксплуататоров, стремящихся поработить дух борьбы, присущий еврейским рабочим» – продолжается «Дер эмес». Песах, как уточняют авторы газеты, «один из способов примирить рабов с их рабством». «Мы поддерживаем социалистическое строительство, продолжает «Дер эмес», и потому противостоим религии. Хедеры и иешивы – гнезда для насаждения рабов капитала и контрреволюции. Мы разорим эти гнезда до основания».

В советских государственных пекарнях началась выпечка мацы
Париж, 15 марта 1937 г. (JTA):

Сегодня в официальных советских кругах было объявлено о начале выпечки мацы в специальных пекарнях в Москве, Ленинграде и других больших городах. Выпечка, как отмечается, производится по всем канонам еврейского закона. Это беспрецедентная новость, учитывая, что в последние годы всякое религиозное вмешательство в работу госпредприятий запрещалось.

Комментарий: Это, пожалуй, единственная в своем роде светлая новость о Песахе в СССР, найденная в архивах JTA за 1920-е – 1930-е годы. Сложно сказать, соответствовала ли она реальному положению дел, но на ней стоит остановиться в преддверии праздника. Наш сегодняшний пасхальный обзор еврейских новостей мы продолжим в следующий раз и расскажем об удивительных событиях Песаха во второй половине прошлого столетия.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї