Гвоздем программы стал пуримшпиль Бориса Локшина, который показывали на квартире раввина Дани Аша у метро Чернышевская ровно 30 лет назад, в 1983 году! Р. Ашу было тогда меньше годика! Родители Дани, ленинградские интеллигенты, провели в «отказе» много лет, активно занимаясь подпольной еврейской деятельностью… |
Из статьи Риты Гензелевой «Пуримский смех советских евреев», журнал Лехаим №3 (203), март 2009:
Накануне Пурима 1983 года ленинградская художница Нелли Липович-Шпейзман, обучавшая ивриту несколько групп еврейской молодежи, предложила одному из своих учеников, Борису Локшину, написать пуримшпиль. Текст был готов и отрепетирован, но представлять его было негде. Квартира Шпейзманов на проспекте Славы находилась под неусыпным наблюдением. И тогда кто-то предложил использовать ожидавший капитального ремонта пустующий дом неподалеку от станции метро Чернышевская, где прежде жил один из отказников. Чтобы в день праздника не привести за собой «хвост», Шпейзманы отправились на место представления заранее и провели ночь в промерзшем, давно нежилом помещении, по которому сновали крысы. К семи вечера следующего дня на генеральную репетицию стали собираться актеры. На представление попали только те из зрителей, кто пришел с участниками спектакля, и те немногие, кто, миновав оцепление, проник в дом через неизвестный преследователям черный ход. Остальных вылавливали на остановке автобуса и у выхода из метро. Несколько десятков евреев, окруженные милицией и гэбистами, в холодной квартире заброшенного дома самозабвенно веселились. Они смеялись над современными потомками Амалека, смеялись над собой. В этой сюрреалистической ситуации воплотилась природа еврейскогосмеха наперекор обстоятельствам.
Борис Локшин, автор и постановщик пуримских пьес этой группы, заметил, что «усилия, предпринимаемые против пуримшпилеров «всемогущей Софьей Власьевной», были настолько неадекватны, что мы не могли не отнестись к своим спектаклям как к грозной силе и великой ценности. Три «воронка» у подъезда и по милиционеру на каждой лестничной клетке воспринимались нами так же, как аншлаг актерами провинциального театра».
Из письма Риты Гензелевой одному из организаторов Пурима в синагоге «В Приморском» Мотлу Гордону, 23 февраля 2013:
«Тогда КГБ Ленинграда жестоко преследовал пуримшпилеров. Ребята нашли пустующий дом, предназначенный на снос, но гэбешники их выследили, и заявились с чёрного хода. Остановившись на лестнице, они стали слушать спектакль. Вдруг пуримшпилеры и их зрители услыхали не хохот – ржание на лестнице. Это гэбэшники получали удовольствие от спектакля. Успехов!» |