– Иудаизм смотрит на процесс развития во времени позитивно: в общем и целом, все двигается к лучшему. И, в конце концов, наш мир придет к идеальному состоянию – без войны и вражды, а населять его будут идеальные люди. Этот идеал выражен словами пророка Йешайи: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча…»; «Волк будет жить рядом с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол будут вместе; и маленький мальчик будет водить их».
Таким образом, «еврейский» конец света – это не конец света, а полнота света!
Иудаизм в принципе не предвидит каких-либо резких и кардинальных перемен. Явления бытия рассматриваются, скорее, как часть общего процесса, а не неожиданный результат. Конец – это как поворот, за которым дорога продолжается. Хороший пример этому – Рош Ашана, еврейский Новый год. Это процесс перехода от одного состояния к другому, который начинается в Элуле, а заканчивается в конце Тишрея.
Талмуд и другие источники говорят про цикл существования мира так: «Две тысячи лет – хаос, две тысячи лет – Тора, две тысячи лет – приход Машиаха, седьмое тысячелетие – шабат». Но точно так же, как это происходило и с дарованием Торы, мир не изменился в один момент, а изменялся постепенно, - точно так же и после прихода Машиаха не произойдет каких-то резких, революционных перемен. Более того, и после окончания отмеренных в приведенной выше цитате семи тысяч лет мир наверняка продолжит существование в каком-то другом виде. |