Как зажигать ханукальные свечи? Свечи зажигают каждый день праздника с наступлением темноты и ставят их у входа в дом, на окне или каком-нибудь другом месте, чтобы свечи были видны как можно лучше.
Делается это для того, чтобы огни Хануки видело как можно больше людей, во исполнение заповеди – «распространять весть о ханукальном чуде».
Если у Вас нет ханукии, годятся любые одинаковые свечи, установленные в ряд на одном уровне.
С каждым днем количество свечей увеличивается: в первый вечер зажигают одну свечу, во второй две и т.д. Также вам потребуетсядополнительная «служебная» свеча – шамаш, от которой зажигают все остальные свечи. Ее не ставят в ряд с другими свечами, а чуть выше-ниже, или сбоку.
Нужно зажечь шамаш, произнести благословение и от шамаша зажечь все остальные свечи.
Благословение на зажигание ханукальных свечей Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник!
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время года!
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени!
Другие обычаи Хануки - На Хануку принято есть блюда, приготовленные с большим количеством масла: латкес – картофельные оладьи и пончики - В Хануку принято давать детям ханукегелт – карманные деньги - Распространенный обычай Хануки – играть в волчок (дрейдл, или савивон).
Все для Хануки, все для света! Ханукальные светильники, свечи, савивоны (волчки), шоколадные монетки и другие товары к Хануке вы можете приобрести в магазине Кошер при Большой Хоральной Синагоге (Лермонтовский пр., д. 2, телефон 575-3859). Магазин работает с воскресенья по четверг с 9:00 до 21:00, время работы в пятницу уточняйте по телефону, суббота выходной. Стоимость ханукального набора (ханукия и свечи) 120 р.
Уроки Хануки Решение Еврейских мудрецов считать главным в празднике Ханука именно чудо с кувшинчиком масла, а не славные войны «немногих против многих и слабых против сильных» подчеркивает: главное – не победоносная война, а цель, во имя которой она велась. Когда «немногие» выступили против «многочисленных», они сражались не на жизнь, а на смерть именно за право жить по законам своей веры. И вершиной, высшей точкой этой войны были не кровавые победы, а освобождение мирного религиозного центра народа – Храма, Бейт-Амикдаш.
Победу, связанную с тяжелыми жертвами и кровопролитием, не поднимают на щит и не превращают в праздник. Поэтому Ханука была и будет празднованием чуда с горящей восемь дней Менорой...
*** Когда мы находились в тяжелом положении, когда потребовалась высокая самоотверженность, Вс-вышний заповедал нам ханукальные свечи. В такое время недостаточно освещать лишь свой дом, ибо на «улице» темно, и эта тьма способна проникнуть внутрь. Даже если тьма велика, ее нельзя бояться. Наоборот, необходимо самоотверженно освещать «улицу» и каждый день увеличивать количество света.
***
Мы, евреи, всегда были малочисленны; много тиранов пыталось уничтожить нас за нашу веру. Иногда они направляли свои отравленные стрелы против наших тел, иногда – против наших душ. Горько признавать, но многие из наших братьев по той или иной причине отворачивались от Б-га и Его Торы и старались облегчить себе жизнь, подчиняясь диктату победителя.
В такое бедственное время мы должны уподобить себя Хашмонеям, сохранившим верность заветам отцов. Нужно помнить, что в сердце каждого еврея запрятана «капля чистого масла» и, вспыхнув, она разгорается в огромное пламя. Эта «капля чистого оливкового масла» – Вечный Огонь, свет которого прорежет темноту нашей ночи, так, что каждый из нас увидит своими глазами исполнение обещаний пророка о нашем конечном избавлении. И как в дни Хашмонеев, «нечестивый будет вновь побежден праведным, а замышляющий зло – теми, кто следует заветам Б-га, и всему народу Израиля будет ниспослана великая помощь».
*** Ханука несет нам вечное послание: до тех пор, пока евреи убеждены, что наивысшая цель человека «благодарить и превозносить Твое великое Имя», – победа им обеспечена. И более того, победа в духовной сфере всегда влечет за собой победу в практических делах, как это было с Матитьяху и его сыновьями. Они боролись за Тору и Заповеди, а выиграли свободу от чужого господства и притеснения.
Из сихот (бесед ) Седьмого любавического Ребе М.-М. Шнеерсона
|