- Более 3300 лет назад еврейский народ получил Тору. В ее постижении были свои этапы: создание Мишны, Талмуда, эпоха поским… На протяжении этого длинного пути в жизни нашего народа случались периоды, когда внешняя, обрядовая сторона иудаизма брала верх над ее внутренней сутью. Вот в такой-то непростой момент, около 300 лет назад в наш мир пришел Бааль Шем Тов, а вместе с ним – учение хасидизма, сущность которого – поиск внутреннего смысла.
Последние несколько веков стали временем поиска смысла и для всего человечества. Появились новые концепции, описывающие мир и человека с точки зрения внутренней, глубинной сути. Зигмунд Фрейд показал, что человек – не «рациональное» существо, им двигают потаенные желания, которые зачастую оказываются сильнее разума. Альфред Адлер полагал, что главным мотивом является стремление к власти. Но еще задолго до этого еврейский мудрец Хаим Виталь говорил о том, что движущие человеком силы – это две души, Б-жественная и животная. Каждая из них пытается «перетянуть» человека на свою сторону; результатом становится постоянная внутренняя борьба. Основоположник хасидизма «Хабад» Алтер Ребе в своем труде «Тания» развивает эти идеи. Он говорит о том, что внутри человека – «нешама», Б-жественная душа, «частица Вс-вышнего мамаш (в прямом смысле слова)». И наша задача – раскрыть ее. Человек, находящийся в поисках Б-жественного в себе – как геолог, просеивающий тонны песка в поисках драгоценной руды. И надо уметь найти «руду» под гигантским слоем «песка» – подобно Микеланджело, сумевшему увидеть будущую скульптуру Давида в бесформенной каменной глыбе.
Весь вопрос в том, как дать раскрыться Б-жественному в себе...
В рамках иудаизма существуют различные подходы. Один из них – мусар. Другой – хасидизм. Если использовать «врачебные» аналогии, то первый подход можно уподобить классической медицине, а второй – холистической. Что делать с болезнью тела или души? Лечить больной орган или оздоровлять все тело? Подход хасидизма – позитивен. Задача – не лечить изъян души, а поднять всю душу к целительному Источнику святости! (Неслучайно Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон говорил, что больницу хорошо было бы назвать не «дом больных» – на иврите «бейт холим», – «дом выздоровления».)
В этом вся сущность учения хасидизма – поднять человека на новый уровень, чтобы он ощутил свою Б-жественную душу и то, как она связана с Источником. |