Образы накатывают друг на друга так, что не успеваешь перевести дух. Петербургское
Кадр из фильма "Видения Шаайи"
| еврейское кладбище. Отец (актер Юрий Кузнецов) и дочь идут между рядов могил – вдруг исчезают в никуда, превращаются в тень… и тут же материализуются в другом месте. Камешек на могиле, слеза на щеке… у отца посох странника в руке. Вздымается островерхая башня-надгробие, стремительно уходя в Небеса. «Симахов сын, пророк иудейский» (Игорь Волков) усмехается молча, величаво, с гордым сарказмом в глазах… Виды Святой Земли – круговерть гор и морей, камера несется, словно обезумев. И вдруг огненная свастика, маршируют фашистские войска, дыбится оскаленная морда – не морда, а ворота Освенцима … И снова тишь и скорбь кладбища – звучит песня про «Билет в один конец», заканчивающаяся надрывным, почти канторским, почти хасидским «ай-яй-яй» (автор музыки и исполнитель Алексей Сагаловский).
«Здесь в каждом кадре 5-6 смысловых, ассоциативных пластов. А воспринять одновременно
Кадр из фильма. Юрий Кузнецов
| наш мозг в состоянии два, максимум три. Поэтому смотреть и слушать надо много раз – ‘перечитывать’, как книгу», – говорит автор проекта, руководитель товарищества «Время Притч» Александр Семенович Шнайдер.
Впрочем, видеоряд здесь – не главное. Как утверждает Шнайдер, это не более чем визуализация притчи о «Симаховом сыне». Первичен текст. Но цитировать его решительно невозможно. Все впечатление теряется. «А что вы хотели? – смеется Александр Семенович, – мои притчи не предназначены для чтения ‘про себя’. Только для восприятия на слух. Причем и озвучка должна быть необычной – я стараюсь вводить актеров в особое состояние. И сам в него впадаю – так, что даже куда-то девается мой неистребимый украинский говор!».
Кадр из фильма. Игорь Волков
| Текст «Видений Шаайи» для фильма начитывали двое: сам Шнайдер. И – Богдан Ступка, светлой памяти, известие о смерти которого так неожиданно настигло нас в процессе работы над материалом. А ведь готовится второй фильм – кто же заменит великого Богдана?..
Фильм Шнайдера, ставший последней работой Богдана Ступки, обретает в свете этих печальных событий новое значение. Завершающие слова, которые произносит Ступка, получают особый смысл: «Вся человеческая жизнь – это робкая попытка ответить на один-единственный вопрос: кто я, на краю пропасти, – именно я, и никто другой…»
Богдан Ступка в «иудейском» образе – в период работы над озвучиванием фильма
| Но вернемся к «Видению». Много ли вы знаете поэтов, пишущих библейские притчи? Жанр, мягко говоря, нетривиальный. Однако пророческая еврейская тема для Шнайдера – это то, что идет изнутри. «Как это происходит? Я вижу какое-то жизненное обстоятельство. Несправедливость. Глупость. Гонения – их я в изобилии испытал, когда бродяжничал (так появилась притча «Каин»). И из банальной житейской истории вырастает библейская притча. Не спрашивайте, почему и как. Я слышу, вижу – и пишу», – разводит руками поэт.
Упс! Против именования «поэт» Александр Семенович решительно возражает. «У меня столько знакомых поэтов и я их так хорошо знаю, что уже не хочется им быть. Скажите лучше: ‘бродяга’».
Это не фигура речи. Бродяжничать автору притч в жизни пришлось немало.
Александр Семенович Шнайдер родился в 1955 году в Николаеве. Освоил нетипичную для еврейского юноши рабочую специальность – работал сборщиком-достройщиком, пошел по стопам отца. «Пил много» – по собственному хладнокровному признанию. А порой вращался в таких кругах, где данное друзьями из театра ласковое прозвище «драматург» воспринималось как «кличка». Двенадцать лет жил без паспорта – как-то раз в сердцах выбросил удостоверение личности в помойное ведро, … и, признаться, до сих пор не понимает, зачем он это сделал. Но и без документов умудрялся постоянно колесить по маршруту Питер – Москва – Новосибирск – Киев – Николаев.
Стихотворные притчи внезапно и неожиданно «поперли» в 24-летнем возрасте. Шнайдер бросил работу достройщика и устроился осветителем в Николаевском музыкальном драматическом украинском театре. И вот однажды, наконец, решился показать свои работы режиссёру киевского Театра на Подоле – Виталию Малахову. «Да он же гений!», – ахнул Малахов. С тех пор у Шнайдера появилось еще одно прозвище: «Геша». Так началось его «бродяжничество».
«Геше» выделили каморку при театре (в Киеве). Он свел знакомство с будущим главным режиссером молодежного театра, Станиславом Моисеевым, знаменитым театральным художником, Михаилом Френкелем, главным художником театра на Таганке, Давидом Боровским...
«Я был прилично одет, хоть и пьющий, – смеется Александр Семенович. – В 1989 году меня официально взяли на работу в театр ‘Приют комедианта’ Томошевского (C.-Петербург). Мы решили это дело обмыть. Празднество затянулось на 6 месяцев… после этого я понял: надо завязывать! Это был сильный морально-энергетический стресс!».
Годы шли, «драматург» остепенился. Но сколько ни предлагали ему «компромиссных» вариантов, заказов на потребу широкой публике – никогда не соглашался: «Ширпотреб писать не буду. Г-сподь всегда прокормит». И оказался прав. В 1997 году позвонил друг-бизнесмен из Санкт-Петербурга: «Я дам денег на твой проект». Александр Семенович, пустив в ход свою харизму и врожденное свойство притягивать людей, создает вокруг себя «звездную» группу актеров. Но из этого мало что выходит. «Дружить с актерами хорошо, а работать – не очень. А бросать на ветер чужие деньги не люблю». И Шнайдер, как всегда, «разворачивается» и уезжает.
В 2009 году Александр Шнайдер начинает создание аудиодиска, работать над которым приглашает Богдана Ступку и известных российских актёров: Юрия Кузнецова, Юрия Стоянова, Петра Семака, Алексея Девотченко, Игоря Черневича и Игоря Волкова. В 2012 году, на основе притч, записанных для диска «Ковчег», как видео-иллюстрацию, снимает фильм «Видения Шаайи» (реж. Даниил Алпатов – сын Шнайдера). Фильм-катарсис. Фильм-эмоция. Ни в коем случае его не смотрите: есть опасность духовного преображения и серьезного личностного роста…
Интервью с создателями фильма читайте здесь
Видео «Видения Шаайи» смотрите здесь |