ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Молочный праздник Шавуот. Почему?

Молочный праздник Шавуот. Почему?

Раввин Бенцион Ласкин о галахических, исторических и поэтических причинах обычая устраивать в праздник Шавуот молочную трапезу

6 и 7 сивана (27 и 28 мая) мы отмечаем Шавуот – праздник дарования Торы. В первый день праздника принято есть молочные продукты. Откуда взялся этот обычай? Ведь мудрецы предписывают в праздничные дни есть мясные блюда, ибо они приносят душе радость, а в праздник существует особая заповедь: «Весамахта бехагеха – И радуйся в праздник свой». Почему же тогда в Шавуот мы едим сливочное мороженое, творожный торт и другие молочные блюда – каждый в соответствии со своими возможностями и кулинарными способностями членов семьи? Тому есть семь причин.

Причина первая, галахическая
До дарования Торы евреям было разрешено есть как мясо кошерных животных, зарезанных любым способом, а не только принятым сегодня способом забоя скота, так и мясо всех прочих зверей и птиц. Получив же Тору, они узнали о законах шхиты и запрещенных видах пищи. Получается, что сыны Израиля не могли использовать посуду, в которой раньше готовили: надо было ее откашеровать. Евреи также не могли зарезать животных по законам шхиты, так как это была Суббота, как сказано в Талмуде: «В Шабес была дана Тора». Так что им пришлось питаться только молочными продуктами… Эту причину можно считать, по сути, чисто технической: сыны Израиля в день дарования Торы ели молочное, поскольку у них не было другого выбора.

Причина вторая: оказывается, молоко разрешено!
Вторая причина – разрешение пить молоко животных. В Торе есть запрет, называемый эвер мин ѓахай («не есть от живого»). Истоки его восходят к наказу, который Всевышний дал Ноаху, когда тот вышел из ковчега: «Только плоти при ее душе не ешьте». Раши, комментируя этот стих, говорит: «Запретил им есть от живого. Иначе говоря, до тех пор, пока в крови его душа, нельзя есть мясо». Евреи опасались, что этот запрет распространяется и на молоко, которое берут от живого скота. Но после дарования Торы, когда Вс-вышний восхвалил Эрец-Исраэль, сказав, что это «страна, текущая молоком и медом», они поняли, что позволено пить молоко, потому что если потребление молока запрещено – это не похвала Земли Израиля. Так дарование Торы развеяло сомнения евреев о дозволенности молока, что стало еще одной причиной, по которой в Шавуот едят молочное.

Причина третья, историческая
В первый день Шавуота принято устраивать двойную праздничную трапезу как напоминание о храмовой жертве. Во времена Храма в праздник Шавуот было принято приносить «хлебную жертву» – два особых хлеба. Чтобы помнить об этом сегодня, мы готовим две трапезы: первую – молочную, а затем (после соответствующего перерыва) приступаем к мясной трапезе.

Причина четвертая: воспоминание о 40 днях на горе Синай
Гиматрия (числовое значение букв) ивритского слова халав («молоко») равняется сорока. В Шавуот мы едим молочные продукты в память о 40 днях, в течение которых Моше находился на горе Синай, изучая всю Тору. 

Причина пятая, лингвистическая
Гора Синай также называется в Танахе «Гора гавнуним» (от слова гивнот — «вершины»), то есть — «Гора наивысших духовных высот». Сыр (на иврите гвина) напоминает нам о горе Синай. Кстати, гиматрия слова гвина равняется 70, что намекает на 70 ликов Торы.

Причина шестая: память о грудном молоке
Моше-рабейну был вскормлен материнским молоком. Он родился седьмого Адара и оставался дома в течение трех месяцев, прежде чем его поместили в короб и опустили в воды Нила на шестой день месяца сиван. Моше спасла дочь фараона, которая нашла его и принесла во дворец фараона. Но вскоре возникла проблема: чем кормить мальчика? В те времена для младенцев не было никаких заменителей материнского молока, поэтому, если родная мать не могла кормить грудью, то нанимали кормилицу. Однако Моше не стал пить молоко египетских женщин (Талмуд объясняет, что рот Моше должен был оставаться чистым, так как в будущем ему предстояло разговаривать со Шхиной). В конце концов, дочь фараона нашла одну женщину, от молока которой Моше не отказался... Это была Йохевед, его родная мать! Обратите внимание на иронию судьбы: жестокий приказ фараона об уничтожении еврейских младенцев был издан специально, чтобы предотвратить появление нового поколения вождей Израиля. И чем все это закончилось? Моше, будущий еврейский лидер и спаситель народа Израиля, вырос, воспитывался и учился прямо под носом у фараона, в доме фараона, за счет фараона, а его мать Йохевед даже получала деньги за то, что кормила грудью своего родного сына!.. То, что мы едим в Шавуот молочные продукты, напоминает о чудесных событиях в жизни Моше, которые начались в шестой день месяца Сиван. День, который стал впоследствии праздником Шавуот.

Причина седьмая, поэтическая
Седьмая причина приведена в «Песни песней»: Тора необходима сынам Израиля, как материнское молоко младенцу. Царь Шломо сравнивает Тору с медом и молоком, как сказано: «Мед и молоко под языком твоим». Сравнение Торы с медом понятно всем. Мед сладкий, и цель этого сравнения – показать, что Тора делает жизнь еврея сладкой. Но что особенного во вкусе молока? Для чего Тору сравнивают с молоком? Возможно, чтобы напомнить: Всевышний создал людей и зверей такими, что после рождения они нуждаются в материнском молоке, чтобы жить, расти и развиваться. В течение многих лет пытались изобрести полноценные заменители материнского молока, но без особого успеха. Сегодня врачи утверждают, что материнское молоко является наиболее здоровой пищей для младенца, и рекомендуют матерям кормить детей грудью как можно дольше.

Точно так же Тора – это молоко для еврейского народа. В ней есть все необходимые для еврея «духовные витамины», чтобы он мог выжить в нашем безумном мире. Не раз делались попытки заменить Тору иными теориями и философскими системами (так, в годы революции в России евреи верили в торжество коммунизма), но все больше и больше евреев приходят к выводу, что нет реальной замены нашей святой Торе. Как нет для ребенка питания лучше, чем грудное материнское молоко, так нет для еврея ничего лучше Торы!

Сладкого и кошерного вам праздника! Пусть ваша жизнь течет молоком и медом!

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просветительской организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї