ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Учеба, опыт или происхождение? Урок Торы по недельной главе «Ваякгель»

 Учеба, опыт или происхождение?

 Урок Торы по недельной главе «Ваякгель» с раввином Бенционом Ласкиным

В одном еврейском анекдоте рассказывается о человеке, который пришел к раввину и начал умолять… сделать его когеном. «Я просто обязан стать когеном. Пожалуйста!» – просил он. Раввин терпеливо объяснил, что не может этого сделать. Отчаявшись, парень предложил огромное денежное пожертвование. Раввин, теряя терпение, из чистого любопытства все же спросил, почему для него так важно стать коэном. Парень отвечал: «Рабби, мой отец был коген, мой дед был коген, я тоже хочу быть когеном!..» (Для тех, кто не понял соль анекдота: статус когена автоматически передается от отца к сыну и может быть только унаследован, но не приобретен – ред.).

В истории еврейского народа мы нередко сталкиваемся с противоположной ситуацией: многие знаменитые и авторитетные мудрецы пришли «из ниоткуда», у них не было еврейской родословной. Возьмем для примера рабби Меира, одного из составителей Мишны. Он происходил из семьи геров – был потомком римского императора Нерона. А его учителем был еще более известный мудрец – рабби Акива, чей отец тоже был гером. Получается, что бóльшая часть Мишны основана на учении двух великих раввинов, вышедших из семей геров! (Как известно, если автор поучения в Мишне не указан, это значит, что приводится мнение рабби Меира со слов рабби Акивы)

…В сегодняшней недельной главе «Ваякгель» мы узнаем, что Моше по слову Вс-вышнего назначил двух человек, которые будут отвечать за все строительство Мишкана. Первым был Бецалель, сын Ури, внук Хура и Мирьям, сестры Моше. Кажется, лучшей родословной не может и быть. К тому же Бецалель был из «царского» колена Йегуды.

Вторым строителем Мишкана был Оголиав, сын Ахисамаха, из колена Дана. Раши говорит: «Из колена Дана, из низких по достоинству колен, из сынов рабынь…» (комментарий на Шмот). 

Как мы знаем, у нашего праотца Яакова было две жены – Рахель и Лея и две наложницы – Бильга и Зильпа. Дан был сыном Бильги. Тора говорит, что, когда сыны Израиля шли по пустыне, колено Йегуды отправлялось первым, а колено Дана было последним и сворачивало лагерь. Получается, что Б-г выбрал для строительства Мишкана представителя самого важного рода вместе с представителем самого «нижнего» колена. Раши объясняет, почему Б-г это сделал: «Но Вездесущий в том, что касается сооружения Мишкана, уравнял его с Бецaлелeм, который был из великих колен, в исполнение сказанного: не отличает вельможу перед бедняком (Иов)». Все-вышний хотел показать, что, когда речь идет о Мишкане, все равны – и величайшие из великих, и самые простые из простых. И для руководства строительством совсем не обязательно иметь благородное происхождение… 

В то же время мы находим в иудаизме и другой подход. Например, коген – это как раз еврей, чей отец был когеном, и чья родословная по мужской линии начинается с Агарона-первосвященника. А левит на самом деле является потомком евреев из колена Леви. В этом случае действительно учитывается происхождение, и сколько бы вы ни были готовы заплатить, вы просто никогда не сможете стать когеном или левитом. 

Еще пример: царская власть у еврейского народа должна принадлежать только представителям одной семьи. Царь должен происходить не просто из колена Йегуды – он самого царя Давида. И никому другому это недоступно. Все решает благородство происхождения в полном смысле этого слова. И со времен царя Давида царская власть действительно принадлежит только его потомкам. Рамбам пишет в книге «Мишне-Тора» («Законы царей»): «Царская власть — только сынам Давида».

Даже после того, как еврейское царство перестало существовать, всегда старались, чтобы руководителем еврейского народа был потомок дома Давида. Всем известно, например, имя Гилеля. Он был наси (руководителем поколения) народа Израиля приблизительно за сто лет до разрушения Второго Храма. Одна из причин, по которой ему доверили руководство народом, заключалась в его происхождении из рода Давида. С него затем началась родословная бейт Гилель («дома Гилеля») — целого ряда духовных руководителей еврейского народа на протяжении 450 лет. И позже рейш галута («главы изгнания» – руководители евреев в Вавилоне) происходили из колена Йегуды. Стих: «Не отойдет скипетр власти от Йегуды» (Брейшит) Раши комментирует следующим образом: «От Давида и дальше. Это главы диаспоры в Вавилоне…»
Следовательно, мы можем сделать вывод, что у народа Израиля все же существовало понятие «благородство происхождения». Иначе как объяснить тот факт, что еврейский царь должен обязательно вести свой род от царя Давида? Что случится, если царем станет человек, выросший из народа и имеющий необходимые для этого качества и талант руководителя? Почему все упирается в происхождение?

Мы с вами приближаемся к празднику Песах. Каждый уже начинает планировать, где и с кем он будет проводить первый и второй Седер. Все стараются отмечать этот праздник в семье или с друзьями, никто не хочет провести Пасхальный Седер в одиночестве. Что стало истоком обычая праздновать Песах большими группами, вместе с другими людьми?

Объясняется это тем, что в этот вечер евреи должны были совершить пасхальное жертвоприношение — зарезать ягненка, мясо которого надо было съесть до полуночи, как говорит Тора в недельной главе «Бой»: «И не оставлять его до утра». А что делать, если семья не может съесть всего ягненка сама? Тора дает хороший совет: «А если семья слишком малочисленна, чтобы съесть одного ягненка, то пусть возьмет он и его сосед, близкий к его дому» (Шмот). То есть, вы можете присоединить к своей семье еще несколько человек, чтобы быть уверенными, что все мясо будет съедено той же ночью. Поэтому создавали хавуру – группу евреев, объединившихся, чтобы отпраздновать Песах вместе. Так родилась традиция, согласно которой евреи празднуют Песах вместе, большими компаниями, и это продолжается по сегодняшний день.

Однако в трактате Талмуда «Псахим» и в «Мишне-Тора» Рамбама («Законы пасхального жертвоприношения») мы найдем интересное замечание: «Нельзя создавать хавуру только из геров». То есть, скажем, одна большая семья, которая прошла гиюр, не может составлять хавуру сама по себе. Что стоит за этим запретом?

Ответим, по еврейскому обычаю, вопросом на вопрос: откуда любой еврей знает, как надо проводить Седер? Он видел, как его отец ведет Седер, а может быть, помнит, как его дед проводил Седер, поэтому он идет по их стопам, пытаясь им подражать. В противоположность потомкам евреев, геры не имели возможности каждый год наблюдать, как проводят Пасхальный Седер. Они не росли в еврейской среде. Может быть, они действительно выучили все законы, но они не видели, как это делается на практике, и поэтому могут совершить какую-нибудь ошибку…

Мы хорошо знаем, что недостаточно изучить по книгам теорию, нужно еще научиться применять ее на практике. Этот принцип, скажем, лежит в системе медицинского образования большинства стран. Даже гениальный студент, который помнит каждое слово в медицинских учебниках, никогда не получит диплом, если не поработает в течение нескольких лет ассистентом у опытного врача.

Так и в иудаизме: чтобы знать, как правильно провести Седер, недостаточно лишь прочитать об этом в книгах, вы должны видеть это своими собственными глазами на протяжении многих лет. Для того чтобы стать царем, руководителем народа, недостаточно быть блестящим оратором или великим провидцем – нужно обладать определенным опытом. Вам следует расти в царском дворце, чтобы увидеть и узнать, как на практике руководят государством, и никакие объяснения здесь не помогут.

Здесь, я думаю, будет уместно еще раз упомянуть причину, по которой Гилеля назначили наси. Мы все знаем, что во время Седера принято после того, как поели отдельно мацу и отдельно марор, сделать «сэндвич», чтобы съесть мацу и марор вместе. Почему мы так делаем? Это тоже все знают, так как перед тем, как съесть этот бутерброд, мы громко провозглашаем: «Так делал Гилель». Есть много заповедей, которые мы исполняем в соответствии с несколькими мнениям, пытаясь учесть все. Что же такого особенного совершил Гилель, что мы не только делаем то, что он делал, но и во всеуслышание заявляем об этом?

Талмуд в трактате «Псахим» рассказывает, что примерно за сто лет до разрушения Второго Храма канун Песаха однажды пришелся на Субботу. Перед мудрецами того времени встал вопрос: можно приносить пасхальную жертву в Субботу или нет? Мы знаем, что были жертвы, которые приносились в Храме всегда, даже в Субботу. Это были общественные жертвы (постоянная и дополнительные). А вот индивидуальные жертвы в этот день не приносились. Надо было определить, какой считается пасхальная жертва – индивидуальной или общественной? Мудрецы затруднялись ответить на этот вопрос и начали искать того, кто сможет дать ответ. Рассказали им, что есть один еврей, пришедший из Вавилона, зовут Гилель. Он служил учеником у двух великих мудрецов того поколения, Шмаи и Автолиона. Послали за Гилелем и спросили: «Можно ли приносить пасхальную жертву в праздник, который выпал на Субботу?» И он ответил им, что в Субботу совершают пасхальное жертвоприношение: «Так я слышал от Шмаи и Автолиона». Тогда-то мудрецы и постановили, что Гилель будет их руководителем.

До того дня Гилель был неизвестным никому евреем, «новым репатриантом» из Ирака. Даже охранник в Храме не знал его, и если бы Гилель не смог заплатить, то ему не позволили бы туда войти. И вдруг в один прекрасный день все изменилось – Гилель стал главой еврейского народа. Опять мы видим огромное значение опыта и практических знаний. 

Это также верно по отношению к когену. Любавичский Ребе объясняет в беседе 6 тишрей 5745 года: «Родословная когенов и левитов ведется по отцовской, а не материнской линии, поскольку им предстоит занять «должность», которая требует определенной подготовки. Известно, что нет лучшего образования и воспитания, чем то, которое основано на живом примере, на личном опыте и личном руководстве».

И это относится не только к «должности» царя или когена, но и к профессиональной подготовке раввина. В дополнение к тому, что он учится и получает отличные оценки на экзаменах, существует нечто, называемое шимуш (дословно — «услужение»). Начинающий раввин (уже после сдачи всех экзаменов) должен походить в помощниках у опытного раввина, чтобы изучить на практике раввинское дело. Недостаточно знать, что написано в книгах, нужно посмотреть, как раввин практически решает возникающие проблемы... Через некоторое время раввин обратится к помощнику, и спросит его: «А что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты рассудил в таком случае? И так далее. Поэтому Талмуд (трактат «Сота») говорит: «Читал и учил, но не служил у талмидей-хахамим — все равно что ам гаарец» (то есть, ничему не учился).

Все вышеизложенное наглядно показывает, насколько велико значение приобретенного человеком опыта. Безусловно, существует опыт, который доступен не каждому, а только представителю «закрытой» группы. Если вы не из рода царя Давида, вам не стать царем. Если ваш отец не был когеном, не станете когеном и вы. Царем и когеном надо родиться – только так возможно получить уникальный опыт, необходимый для выполнения этих важнейших миссий. А вот уважаемым раввином может стать каждый мужчина-еврей, если сделает шимуш, будет служить у опытного раввина, видеть и слышать все, что происходит вокруг… 
 
р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї