ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Евреи в России

Евреи в России

Портал jeps.ru – спустя 15 лет – восстанавливает справедливость. Хотя бы частично…

Почему технарь-ленинградец, работник бумажной промышленности, решил написать труд об истории евреев в России? Не потому ли, что стал жертвой махрового государственного антисемитизма и хотел осмыслить причины извечных еврейских бед? Автора уже давно нет в живых. Но портал jeps.ru – 15 лет спустя – отдает дань памяти Файвиша Гилелевича, опубликовав его труд.


От редакции
Рецензия петербургского историка
Шухман Ф.Г. Евреи в России


От редакции
Не так давно в Синагогу обратился пожилой петербуржец – Борис Юдович Воробейчик. Он пришел с большим конвертом из коричневой бумаги. Выложив на стол 30 страниц машинописного текста, Борис Юдович рассказал нам: «Автора этого труда звали Файвиш Гилелевич Шухман. Мы с ним работали вместе в одном ленинградском НИИ. Особо тесно не дружили, но он всегда мне нравился своей открытостью. Это был прекрасный специалист и принципиальный человек. В 1997 году он показывал мне свои работы в области техники. И вдруг совершенно неожиданно поднял глаза и спросил: ‘А эту работу не хотите посмотреть?’ И достает эту рукопись – ‘Евреи в России’. Оказалось, что Файвиш Гилелевич много лет увлекается еврейской историей. Он передал эту работу мне – без всяких условий. Я прочитал и сказал, что постараюсь ее опубликовать. Я не давал обещаний, мне просто хотелось ему помочь. Обратился в несколько еврейских организаций, – но повсюду мне отвечали, что издательской деятельностью не занимаются. В 2000 году Файвиша Гилелевича не стало. И до сих пор я ощущаю перед ним свой моральный долг».

Мы решили выполнить эту благородную задачу и опубликовать работу Файвиша Гилелевича на нашем портале. Безусловно, Шухман не был профессиональным историком. Но сам тот факт, что человек сугубо технический написал работу об истории своего народа, заслуживает особого внимания. История евреев – это зачастую история антисемитизма. С этим явлением Файвиш Гилелевич столкнулся не понаслышке. Автор 57 научных работ, в том числе одного фундаментального труда, так и не получил степень доктора наук. И, тем не менее, остался в рядах партии. Почему? В своей работе Файвиш Гилелевич, в частности, пытается дать ответ и на этот непростой вопрос…

Библиографическое описание некоторых трудов Шухмана Ф.Г. в области бумажно-целлюлозного производства Вы можете посмотреть здесь и здесь

Рецензия историка
Вадим Розенберг – специально для портала jeps.ru
Файвиш Гилелович Шухман, автор публикуемого очерка, всю жизнь проработал в бумажной промышленности, этой отрасли производства он посвятил более 70 книг. Попутно ему довелось быть евреем в России в ХХ веке. И свои мысли о своем народе он изложил в этом небольшом очерке. 

Читая краткое описание истории еврейского народа, необходимо учитывать, что в 80-е-начале 90-х гг. приводимая автором информация была не так доступна, как в наше время, когда достаточно просто войти в интернет, и чрезмерно любопытные «лица еврейской национальности» выглядели, как минимум, подозрительно. Поэтому неудивительны допущенные Шухманом ошибки и описки.

В частности, по историческому описанию надо отметить некоторые неправильные выводы. Например, неверны рассуждения автора о якобы давлении церкви на Екатерину II с целью недопущения еврейского равноправия. Уже начиная со времен Петра I, когда в России было упразднено патриаршество, православная церковь находилась в подчиненном положении по отношению к императорской власти. Также весьма спорны выводы о «загнивании в черте оседлости» и сравнение с народами Поволжья, староверами и т.д. Похвалы Солженицыну выглядят как минимум, наивными после опубликования последним печально известной (впрочем, уже, кажется, забываемой) книги «Двести лет вместе». Упоминаемый в числе писателей, выступивших против дела Бейлиса (1913) В.Набоков, конечно же, не Владимир Владимирович (р.1899), а его отец Владимир Дмитриевич, политический деятель, один из лидеров партии конституционных демократов (кадетов), но никак не сам писатель. Обвиняя писателя Ф.Светова в антисемитизме, автор не сообщает настоящую фамилию Светова– Фридлянд, он крестившийся еврей, и его взгляд на проблему, неприемлемый для евреев, все-таки нельзя сводить к банальному антисемитизму.

Читателю необходимо учесть, что автор не был гуманитарием, но будучи самоучкой, с большим интересом к еврейской истории, для «технаря» проявил удивительную грамотность и начитанность. Несмотря на то, что он не сказал новое слово в исторической науке, что и сложно было сделать, опираясь только на изданную ранее литературу, Ф.Г.Шухман, проживший почти весь ХХ век и разделивший со своим народом его судьбу, безусловно, заслуживает доброжелательного внимания своих младших современников. Текст Шухмана позволяет судить о том, какую картину еврейской истории мог составить интеллигентный и интересующийся человек на основании доступных в те годы источников и сведений. И, главное, труд Файвиша Гилелевича можно рассматривать как истинный памятник верности своему народу.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї