Файвиш Гилелович Шухман, автор публикуемого очерка, всю жизнь проработал в бумажной промышленности, этой отрасли производства он посвятил более 70 книг. Попутно ему довелось быть евреем в России в ХХ веке. И свои мысли о своем народе он изложил в этом небольшом очерке.
Читая краткое описание истории еврейского народа, необходимо учитывать, что в 80-е-начале 90-х гг. приводимая автором информация была не так доступна, как в наше время, когда достаточно просто войти в интернет, и чрезмерно любопытные «лица еврейской национальности» выглядели, как минимум, подозрительно. Поэтому неудивительны допущенные Шухманом ошибки и описки.
В частности, по историческому описанию надо отметить некоторые неправильные выводы. Например, неверны рассуждения автора о якобы давлении церкви на Екатерину II с целью недопущения еврейского равноправия. Уже начиная со времен Петра I, когда в России было упразднено патриаршество, православная церковь находилась в подчиненном положении по отношению к императорской власти. Также весьма спорны выводы о «загнивании в черте оседлости» и сравнение с народами Поволжья, староверами и т.д. Похвалы Солженицыну выглядят как минимум, наивными после опубликования последним печально известной (впрочем, уже, кажется, забываемой) книги «Двести лет вместе». Упоминаемый в числе писателей, выступивших против дела Бейлиса (1913) В.Набоков, конечно же, не Владимир Владимирович (р.1899), а его отец Владимир Дмитриевич, политический деятель, один из лидеров партии конституционных демократов (кадетов), но никак не сам писатель. Обвиняя писателя Ф.Светова в антисемитизме, автор не сообщает настоящую фамилию Светова– Фридлянд, он крестившийся еврей, и его взгляд на проблему, неприемлемый для евреев, все-таки нельзя сводить к банальному антисемитизму.
Читателю необходимо учесть, что автор не был гуманитарием, но будучи самоучкой, с большим интересом к еврейской истории, для «технаря» проявил удивительную грамотность и начитанность. Несмотря на то, что он не сказал новое слово в исторической науке, что и сложно было сделать, опираясь только на изданную ранее литературу, Ф.Г.Шухман, проживший почти весь ХХ век и разделивший со своим народом его судьбу, безусловно, заслуживает доброжелательного внимания своих младших современников. Текст Шухмана позволяет судить о том, какую картину еврейской истории мог составить интеллигентный и интересующийся человек на основании доступных в те годы источников и сведений. И, главное, труд Файвиша Гилелевича можно рассматривать как истинный памятник верности своему народу.
От редакции Шухман Ф.Г. Евреи в России |