ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Урок по недельной главе «Вайера» с раввином Бенционом Ласкиным

«Справимся сами», или духовный бумеранг
Урок по недельной главе «Вайера» с раввином Бенционом Ласкиным

В этом году прошла вот уже третья годовщина суда в Кракове, вынесшего приговоры трем вандалам, похитившим и распилившим чугунную надпись с ворот мемориала, расположенного в «Аушвиц-Биркенау» г.Освенцим, Польша. Лишь в начале 2010 года реставраторам городского музея удалось восстановить эту реликвию.
Украденная 18 декабря 2009 года вывеска с надписью, гласившей «Arbeitmachtfrei» («Труд освобождает») была некогда расположена на вратах концлагеря, в котором нацистами были убиты около полутора миллиона человек. Узнав о хищении этой вывески, евреи по всему миру пришли в неистовый гнев!
Но почему мировое сообщество было так возмущено кражей этой надписи, ставшей одним из самых мрачных символов Холокоста? Неужели этот жестокий в своей сущности артефакт нес для пост-нацистского мира какую-либо ценность?
Ответ очевиден: эта надпись несет в себе саму суть нацистского режима, суть страданий, перенесенных еврейским народом во время Холокоста. Эта надпись – напоминание миру о жестокости и двуличии нацистского режима. Ведь убийцы-нацисты не говорили евреям о тех ужасах, которые их ожидают в трудовых лагерях. Наставники фюрера обманывали невинных, обещая им работу и пищу, а также последующее благополучие. «Труд освобождает!» – эта фраза вселяла ложную надежду в сердца евреев, закованных в стенах гетто.
Это была не единственная ложь, распространявшаяся нацистами. Другим примером циничного обмана является так называемая «Хрустальная ночь», которой нацисты нашли подходящее оправдание. Легенда гласила: молодой еврей во Франции убилнемецкого дипломата, возмущенный депортациейсвоей семьи из страны. Немцы заявили о том, что в стране прошла волна народных волнений, в результате которых повстанцы «в отместку» разбили окна всего в нескольких синагогах. Но доподлинно известно, что за одну ночь в десятках городов Германии и Австрии были сожжены, разгромлены и ограблены от 267 до 1500 синагог, сотни жилых домов, а также около 7,5 тысяч торговых представительств и коммерческих предприятий. Эти факты трудно опровергать, ведь немцам просто не удалось бы скрыть такие цифры, несмотря на все то, что заявляли лживые нацистские дипломаты и печатали лживые нацистские газеты. В последующие дни около ста евреев были зверски убиты, около 3,5 тысяч арестованы и отправлены в концентрационные лагеря, сотни других были ранены и покалечены, и тысячи других подверглись унижениям и оскорблениям.
Удивительно то, с какой уверенностью немцы cжигали еврейские лавки, магазины и предприятия. Ведь далеко не в каждом из них была мезуза, и далеко не все хозяева носили кипы. Очевидно, что списки для солдат СС были подготовлены заранее. Что уж говорить о масштабах операции. Тут нужен был не один военный корпус, не один отряд. Очевидно, что такую слаженную операцию готовили многими месяцами. А для того, чтобы ее начать, нужен был всего лишь повод.
История знает не один пример жестокости по отношению к еврейскому народу. И если сегодня мы внимательно прочитаем отрывок из нашей сегодняшней главы «Вайера», то поймем, что еврейский народ уже переживал подобное во время изгнания в Египте. Методы, использовавшиеся фараоном, удивительно похожи на те, к которым прибегали нацисты в скорбные годы Холокоста.
Обратимся же к истокам и узнаем, каковы были черты фараоновского гнета. Мидраш говорит о том, что «великий» правитель Нила созвал всех евреев и просил их помочь отстроить его страну. Он даже сам взял в руки инструменты, чтобы показать на своем примере, как нужно трудиться. Лояльные евреи принялись тогда за этот рабский труд, демонстрируя тем самым свою благодарность стране и фараону. Все сыны Израиля были мобилизованы на строительные работы. Труд очень быстро перешел из добровольного в насильственный. Фараон тем самым решал сразу несколько проблем: заманив евреев на работу на добровольной основе, он получал бесплатную рабочую силу, а также ослаблял тем самым еврейскую общину, превратив ее в команду рабов.
Более того, демографическая ситуация в Египте в те годы складывалась не в пользу египтян. Количество евреев увеличивалось – вот-вот их могло оказаться в стране больше, чем самих египтян. И тогда фараон втайне созвал египетских акушерок, чтобы уговорить их по-тихому убивать каждого новорожденного еврейского мальчика, заявляя матерям, что на самом деле они родились мертвыми. Акушерки отказались исполнить столь жестокое указание, и тогда он решил применить другие меры...
Перед завершением рассказа необходимо вспомнить об очень важном моменте из уже упомянутой недельной главы: Б-г наказал египтян Десятью казнями. Первой из них было превращение воды в кровь. Почему именно такую кару Всевышний для египтян? И почему именно это наказание стало первым?
Первое объяснение мы находим в Мидраше: в Египте дочери Израиля исполняли заповедь о микве – омовении в проточных водах для очищения от ритуальной нечистоты. Без этого омовения близость между супругами запрещена. И, так как повышение рождаемости евреев было не в интересах египтян, они не позволяли еврейкам окунаться в воды Нила. Как объясняет Любавический Ребе, египтяне прибегали к этой хитрости, чтобы выглядеть невинно. Они не убивали детей напрямую – они просто-напросто ограничили доступ к воде. А причин для этого находилось множество: что египтяне не желают купаться в одной воде с рабами, что евреи ее загрязняют…В предлогах для такого рода обвиненийв адрес евреев никогда не было недостатка – на евреев не раз возводили даже такие наветы, как отравление колодцев и др.
Итак, причин для того, чтобы не пустить евреев в воды рек было предостаточно. В крайнем случае, египтяне всегда могли сказать, что они заботятся о здоровье евреев и не хотят, чтобы те простудились зимой, после омовения в речной воде! Тем самым ложь была всегда «достойно» прикрыта.
Решалось сразу несколько проблем: еврейских детей рождалось все меньше, а имидж фараона был непоколебим.
Вс-вышний решил наказать египтян по принципу «духовного бумеранга»: египтяне лишили евреев вод миквы, а Всевышний в ответ лишил их воды.Так свершилась первая из казней – превращение воды в кровь.
Вообще,пребывание евреев в Египте и их последующий исход оттуда – не просто исторический факт, но некая универсальная парадигма духовного падения и роста. Само слово «Египет» на иврите звучит «Мицраим» – от слова «цар» (теснина, ограничение). «Мицраим» – это все, что стесняет, ограничивает наш духовный рост и стремление к Творцу. Поэтому Исход из духовного Египта должен происходить каждый день. То, что было вчера, – это уже «Египет», а сегодня необходимо стремиться вперед, к более высоким уровням.

Как именно должен происходить этот подъем? Через очищение десяти сфирот – духовных сущностей, лежащих в основе мироздания. Фараон и египтяне предельно извратили эти сущности, и результатом этого стал «духовный бумеранг» – десять казней, которые есть не что иное как «искаженные сфирот». Поэтому существует каббалистическое объяснение всех египетских казней. К примеру,первая казнь,о которой говорилось выше.Кровь символизирует сфируМалхут («царство»), качество уверенности в себе. В принципе, уверенность в себе – это первая ступень любого дела, без этого нельзя ничего совершить. Но у египтян уверенность в себе превратилась в самоуверенность, веру в то, что они сами создали свой мир и являются божествами. Источником самоуверенности египтян была река Нил. В отличие от Израиля, где плодородие напрямую зависит от милости Небес (изливаемой в виде дождя), в Египте земля орошается Нилом, и это давало египтянам повод думать, что они ни от кого не зависят, что плодородие приходит «автоматически».

Когда в обществе господствует ощущение превосходства– нет другого пути, кроме как решительным и болезным образом напомнить, кто является Хозяином. Всевышний решил сокрушить Египет, и уничтожить идеологию «справимся сами». Поэтому он поразил египтян десятью казнями, дабы «узнали египтяне, что Я Г-сподь».

Неудивительно, что первой казнью Б-г поразил Нил. Тем самым он напомнил, что даже такой надежный и постоянный источник воды тоже находится в руках Вс-вышнего. Даже если кажется, что мы «справились сами» –на деле все зависит от воли Творца.

На протяжении жизни у каждого бывают трудности или отсутствие уверенности в завтрашнем дне. В такие минуты мы чувствуем потребность молиться. Однако довольно часто мы «справляемся сами», и можем забыть, что «все в руках Небес».

Как в известной шутке. Приехав за 10 минут до собеседованияс работодателем в Манхеттене (где найти место для парковки почти невозможно), еврей в панике начинает поиск.. .После долгих безрезультатных усилийон отчаивается, возводит очи к небу и взывает ко Вс-вышнему: «Г-споди, только найди мне парковку, и я обещаю тебе, что сделаю тшуву (раскаяние), буду ежедневно молиться и возлагать тфилин!».

И тут произошло чудо – прямо рядом с ним освободилась просторная, удобная парковка. Увидев это, еврей снова вознес очи к небу, и сказал: «Послушай, Г-споди, на этот раз я справился сам, но, может быть, в другой раз…».

В заключение хочется напомнить о том, что сам Царь Давид говорил: «Заповедь Твоя сделала меня мудрее врагов моих, ибо она вовеки со мною». И если вы хотите действительно убедиться в важности миквы, а также святости синагоги, просто-напросто обратите внимание на то, что в первую очередь разрушают враги иудеев, и вы поймете, что это в первую очередь именно миква и синагога – два наиважнейших для еврея места. Те самые основы основ, где евреи черпают силы для продолжения жизни. Поэтому важно помнить, что не было и нет такой еврейской общины, у которой не было бы миквы и синагоги. Мы должны всеми силами стараться сберечь и поддерживать соблюдение двух важнейших заповедей в нашей жизни: чистоты супружеской жизни и молитвы в синагоге.

Гут шабес!
Раввин Бенцион Ласкин 

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сегодня является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле. 






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї