ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Королева, которая любила евреев

  Дмитрий Витушкин  Королева, которая любила евреев

  Даже в самые тяжёлые для еврейского народа времена в разных странах мира находились люди, готовые поддержать сынов и дочерей Сиона, спасти их от гонений и помочь обрести равные права с коренными жителями. Одним из таких людей стала шведская королева Кристина Августа (1626 — 1689 годы жизни, 1632 — 1654 годы правления). Самое непосредственное отношение эта представительница шведского дворянского рода Ваза (Vasa) имеет и к истории Петербурга.



Самый известный
портрет Кристины

С берегов Иордана до берегов Невы
На протяжении почти всего XVII века основная часть территории современной Ленинградской области входила в состав Швеции как провинция Ингерманландия. Её центром был стоящий в устье реки Охты город Ниен, со стороны Невы надёжно охраняемый от набегов неприятеля крепостью Ниеншанц.

Ниен был весьма крупным торговым городом: в период расцвета здесь проживали порядка 2,5 тыс. горожан. Для сравнения: во всей Финляндии на тот момент только два города — Выборг и Або — были больше по своему населению. Интересно, что являясь как бы предтечей Петербурга, тогдашний город на Неве тоже был многонациональным: тут жили шведы, финны, немцы, славяне, представители коренных народов края — карелы, ижоры и многие другие. Среди комендантов Ниеншанца можно найти даже шотландцев!


А вот евреям жить на территории шведского королевства, по негласным законам того времени,

было запрещено. По крайней мере, это касалось верующих иудеев. Поэтому остатки фундамента православного храма на месте нынешнего Смольного или лютеранских церквей на Охте можно найти по сей день, а вот синагоги на берегах Невы тогда определённо не было. 
Правда, среди купцов из Германии, ведущих торговлю в Ниене, этнических евреев было немало. Но они сплошь были выкрестами — перешедшими в христианство. Увы, на тот момент соблюдать Шаббат, регулярно употреблять в пищу кошерные продукты и говорить на иврите во многих европейских странах было не только трудно, но и небезопасно, а порой даже юридически запрещено.

Таким положение вещей оставалось и в 1638 году, когда Ниен получил из монарших рук 12-летней королевы Кристины стапельное право, разрешающее ему принимать и отправлять торговые суда в другие города и страны. Спустя ещё четыре года эти права были окончательно закреплены, тогда же город получил собственный герб и подтвердил привилегии своего местного самоуправления.



Кристина в 16 лет

Принцесса-вундеркинд и племя Израилево
Интересно, что уже в ту пору взошедшая на шведский престол Кристина вовсе не была одним из череды «колыбельных монархов», царствовавших, но не правящих. В отличие от других подобных особ, она уже ребёнком демонстрировала не только большую самостоятельность, но и недюжинный ум. Рано оставшаяся без отца и вынужденная жить отдельно от матери, будущая королева воспитывалась своей тёткой, которая постаралась дать ей наилучшее образование. Например, философии юную принцессу учил приглашённый в Стокгольм Рене Декарт. И семена знаний упали на благодатную почву: к тем же 12 годам Кристина уже прекрасно знала науку государственного управления, военное дело, умела играть на скрипке, в совершенстве владела семью европейскими языками и, например, могла произнести целую речь на давно мёртвой к тому времени латыни.

Видимо, в силу своих прогрессивных взглядов юная королева Швеции (она же Великая княгиня Финляндии и герцогиня Ингрии, Эстонии, Ливонии и Карелии) обнаружила весьма необычный для европейского аристократа тех времён интерес к истории и культуре еврейского народа. Современники с изумлением узнавали, что Кристина неплохо знает иврит и на досуге читает иудейские священные книги на языке оригинала, а также активно переписывается с раввином Менаше бен-Исраэлем — выдающимся голландским мыслителем и первопечатником.

И это при том, что ещё за несколько лет до этого воспитатель королевы — риксканцлер Аксель Оксеншёрна (Axel Oxenstierna) — во время дискуссий о


Кристина (слева) полемизирует
с Рене Декартом

возможном переселении нескольких еврейских семей в шведский Гётеборг публично заявил, что не позволит «этим христопродавцам» селиться в империи.


Менаше бен-Исраэль
(Рембрандт, 1635 г.)


Именно при Кристине в наших широтах появились первые евреи, которые не просто прибыли торговать (заезжих еврейских купцов было достаточно ещё в раннем средневековье), а поселились тут. Они же были евреями не только по крови, но и по вере, став первыми обосновавшимися на европейском севере иудеями.

Первые еврейские поселенцы в Северной Европе
Одним из наиболее влиятельных сановников при дворе стал личный банкир королевы — Авраам (Диего) Тексейра. Интересно, что, родившись в 1581 году в семье португальских маранов (евреев, которых вынудили официально отказаться от своей веры), Тексейра уже на закате дней, в 1647 году, объявил о своём возвращении к корням и принял иудаизм. Правда, это было уже после того, как он поселился в Гамбурге, законы которого на тот момент были существенно либеральнее. Будучи

очень богатым человеком, Тексейра жертвовал огромные деньги на поддержку еврейских общин

во всех странах, где он когда-либо жил. Так, известно, что он пожертвовал 15 тыс. марок на постройку синагоги в Гамбурге.

Должность финансиста Кристины унаследовал его сын, Исаак Хаим (Мануэль) Тексейра. О безграничном доверии к нему королевы говорит хотя бы тот факт, что в 1661 году при очередном посещении Гамбурга она предпочла остановиться в доме этого иудея, отказавшись от дома, предоставленного ей местными властями. Это вызвало бурю негодования среди горожан вплоть до того, что самые горячие головы попытались даже штурмовать жилище Тексейры. Дело едва не закончилось погромом.

Ещё одним евреем из окружения королевы стал выдающийся учёный и гуманист Барух Нехемия (Бенедикт де Кастро), которого она в 1645 году назначила своим лечащим врачом. Этого медика сефардского происхождения, известного также рядом своих научных и полемических статей, исследователи называют первым иудеем в Шведском королевстве, имя которого сохранила история. Кстати, одну из своих монографий, изданную в 1647 году, он посвятил королеве Кристине.

Возможно, из чувства благодарности к людям, сохраняющим её деньги и здоровье, Кристина и много позже неоднократно выступала в поддержку еврейских общин в разных странах Европы. В 1670 году она выступила в поддержку евреев Вены, хотя тогда власти Австрии к её мнению, увы, не прислушались. Даже незадолго до своей смерти, давным-давно отрекшись от престола и проживая в Италии как частное лицо, эта августейшая особа пишет Манифест в защиту евреев Рима, призывая католическое духовенство не стеснять Народ Израилев в политических и экономических правах.

Современники запомнили королеву Кристину, как весьма экзальтированную особу. Даже внешний облик аристократки, предпочитавшей носить мужскую одежду, казался в то время неслыханной дерзостью. А уж благоволить евреям, знать иврит и читать Тору тогда казалось европейцам чуть ли не сумасшествием. Тем не менее, именно царствование этой шведской королевы, с юности окружившей себя еврейскими мудрецами, стало поворотным моментом в отношении к евреям со стороны просвещённой части общества.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї