ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

«Даркейну» – новое слово в еврейской традиции

«Даркейну» – новое слово в еврейской традиции

В петербургской Синагоге прошел семинар для преподавателей еврейских традиций сети школ «Ор Авнер». В нем приняли участие учителя из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Омска, Тольятти.


Участники семинара «Даркейну» в кошерном Голден-кафе

«У нас пятым уроком еврейские традиции». Такая фраза кому угодно покажется странным, только не ученикам еврейских школ. Здесь этот предмет так же обычен, как алгебра или физика. Это и понятно – в еврейской школе дети должны чувствовать себя евреями и знакомиться с традициями собственного народа. Но с того самого момента, как открылась первая в России еврейская школа – а было это в 1990 году, – не утихали споры о том, как нужно преподавать «традиции». Не было согласия даже в том, что же считать объектом изучения. Текст Танаха? Еврейский календарь и праздники? Свод

еврейских законов? Не существовало ни программ, ни учебников. В результате каждый учитель

сам разрабатывал для своих классов программу и пособия, подчас проявляя чудеса творчества и работоспособности. У кого-то получалось замечательно, но иногда, наоборот, складывалась плачевная ситуация, когда ученики начинали считать «еврейскую традицию» чем-то необязательным, вроде пения, либо каким-то идеологическим довеском, наподобие пионерских собраний. Но теперь в этой непростой ситуации наметился перелом к лучшему. И связано это с проектом «Даркейну» (в переводе с иврита – «Наш путь»), начавшим свою работу два года назад. Об этом мы расспросили его руководителя Иру Дашевскую – она приехала в Петербург, чтобы провести семинар для учителей еврейских школ СНГ.



Ира Дашевская – представитель организации «Маханаим». В свое время 8 лет провела в «отказе» в Москве. Автор книги о подпольных еврейских детских садах и школах в СССР


- И каков же он – «Наш путь»? И кто его проложил?
 - «Даркейну» – проект, направленный на создание учебно-методического комплекса по преподаванию еврейских традиций в школах сети «Ор Авнер» в СНГ и странах Балтии. Мы разрабатываем единую программу, создаем учебники, рабочие тетради и методические пособия. Уже готовы пособия для 1 – 6 классов, сейчас проводим аналогичную работу для 7-8 классов. В рамках комплекса предметов «еврейская традиция» мы выделили три цикла: «Танах», «Хасидизм» и «Бар / Бат-мицва» - подготовка к еврейскому совершеннолетию. Работаем над созданием единого стандарта знаний и контроля. Важно, чтобы и учителя, и дети, и родители понимали: еврейская традиция – это не «ля-ля-ля», а серьезный предмет! У нас серьезная команда. Программа разрабатывается с участием таких серьезных авторитетов в области еврейского образования, как Зоя Копельман, Хана Ротман.

- Предпринималось немало попыток создать программу преподавания еврейских

традиций, и ни одна не была до конца успешной. В чем уникальность вашей программы?
- В том, что это не знание, «спущенное» из Израиля, а то, что нужно российским еврейским детям – здесь и сейчас. Наша цель – в том, чтобы еврейские дети встретились со своим еврейством, увидели в нем красоту и смысл. Здесь очень важна эмоциональная вовлеченность. Поэтому наши пособия – яркие, красочные, они дают ученику простор для творчества и рефлексии. Все здесь говорит с ребенком: и тексты, и задания, и рассказы о праздниках. В качестве эпиграфа ко всей нашей программе можно процитировать стих из Торы: «И будут эти слова в сердце твоем». Вдумайтесь: не абстрактные слова – а «в сердце твоем»! Все должно идти через сердце, быть искренним. Иудаизм для наших учеников не должен превращаться в лицемерие!



Еще недавно о таком и
мечтать не приходилось!


- И как вы добиваетесь столь искреннего восприятия?
Мы категорически против того, чтобы долдонить детям одно и то же каждый год. Если мы изучаем еврейский праздник – то рассматриваем его из года в год под разным углом зрения, по мере развития когнитивных и психологических возможностей детей. Если учим Танах – то выбираем тех героев, которые особенно интересны в плане становления личности и еврейской самоидентификации. Мы поощряем учителей к тому, чтобы они превращали текст Танаха в театр, чтобы дети становились героями этих текстов. Например, если мы говорим о герое Торы Аароне, который, как известно, был миротворцем, то предлагаем детям разыграть небольшие

сценки: два мальчика ссорятся, приходит Аарон и «мирит» их. На каждой странице наших

учебников – вопросы к ребятам. Причем весьма серьезные и философские. Например: «Обязательно ли в дружбе должно быть равенство?» Пусть ребята думают, рассуждают. Ведь вопросы не менее важны, чем ответы! Кстати, этому нужно учить и учителей. Они часто ищут «правильный» ответ вместо того, чтобы поставить «правильный» вопрос. Нужно понимать, что ответ может быть не один. Ведь у Торы – 70 лиц, и все – истинные! 

Мы стараемся повернуть любую тему так, чтобы она была не суммой абстрактных знаний, а апеллировала к опыту ученика, к тому, что для него наиболее актуально. Впрочем, об этом пусть лучше расскажет один из наших ведущих авторов – Алина Позина.

Алина Позина, один из авторов проекта «Даркейну»:
- Когда я разрабатывала учебник для 5 класса, то искала какое-нибудь произведение, где звучала бы тема шабата, того, что он дает человеку. Готового произведения найти не удалось, пришлось написать свое! Получился рассказ, в котором герой, мальчик, приходит в гости в семью, соблюдающую Шабат. Его поражает то, что все члены семьи дружно садятся за стол и общаются, разговаривают… Ведь у него в семье все происходит на бегу, и так не хватает общения! Я потом получила много отзывов. Учителя сказали, что этот рассказ попал в точку. Тему Шабата удается раскрыть не через идеологию, не через специфически религиозные моменты, а с помощью того, что так актуально для наших детей: нехватка сущностного общения в семье.

- И еще вопрос к Ире Дашевской. А что говорят о программе сами учителя?
- Наши учителя уже опробовали «Даркейну» на практике. Мы слышим самые положительные отзывы. Для нас это – как бензин для автомобиля! Кстати, многие наши идеи рождаются в соавторстве с учителями. Во время наших встреч мы очень много дискутируем, обсуждаем, по-хорошему ругаемся. Каждый привносит свой угол зрения. У многих из них уже есть свои наработки. Мы всячески поощряем их, помимо наших программ, использовать собственные идеи и материалы. Ведь наша методика – это не Тора с Синая, а лишь один из подходов. В Храме было 70 ворот – точно так же и есть множество путей познания. Я очень довольна нашей группой – это очень заинтересованные, увлеченные люди. Среди них – бывший врач из Нижнего Новгорода; есть женщина и из семьи геров, есть мать шестерых детей – все они стали преподавателями еврейских традиций по призванию. Кстати, говоря о преподавателях, не могу скрыть своего восхищения тем, как жена главного раввина Петербурга Сара Певзнер, наравне со всеми учителями, сидела на нашем семинаре с утра до вечера!

Слово учителям

Хана Томилова, преподаватель еврейской традиции, Нижний Новгород:
- Семинар мне помог разобраться во многих вопросах, которые возникали во время занятий по учебнику «Даркейну». Учебник существует всего два года, это экспериментальное издание, его еще нужно «обкатывать», совершенствовать. Я надеюсь, что советы и рекомендации, которые учителя дали составителям пособия во время семинара, помогут им сделать его еще лучше. Благодаря семинару мы, преподаватели, сами тоже смогли стать соавторами этого учебного пособия. Так что эта встреча имела очень важное значение и для нас и для создателей «Даркейну».

Дина Волкова, методист «Ор Авнер», Иерусалим:
- До появления «Даркейну» в России и странах СНГ просто не было системы еврейского образования. Каждому преподавателю приходилось самому разрабатывать программу обучения, доставать учебные пособия. Из-за этого уровень преподавания еврейской традиции часто был очень низким. Создание «Даркейну» коренным образом изменило ситуацию, и на нашем семинаре мы знакомили российских преподавателей, как работать с новым учебником, как можно применять материал, чтобы сделать занятия интереснее. Также мы провели отдельный круглый стол, на котором каждый преподаватель мог высказаться, что ему нравится в нашем учебнике, а что стоит улучшить. В целом стало понятно, что работа над учебником удалась.

Ася Маскель, преподаватель, Самара:
«Я преподаю еврейскую традицию уже 10 лет, раньше мне приходилось самой искать материал для занятий, делать ксерокопии и т.д. А теперь благодаря «Даркейну» у нас есть готовый материал. Это яркий, красивый учебник. Ребята с удовольствием по нему занимаются, и качество их знаний улучшилось. На семинаре я больше узнала о том, как работать с новым учебником, задала вопросы, которые меня волновали. Также мы говорили о проблемах, которые возникают во время преподавания еврейской традиции. Кроме того, на семинаре у меня была возможность обменяться опытом с коллегами из разных городов, мы собираемся общаться и дальше. Также мне очень понравилась лекция Димы Зицера, посвященная неформальному образованию. Я узнала о том, как создавать приятную атмосферу на уроках, чтобы занятия были интересными, а материал усваивался легче».

Сара Певзнер, жена Главного раввина С.-Петербурга, куратор еврейского цикла в петербургской еврейской школе «Менахем»:
- Я думаю, этот семинар был очень полезен и для преподавателей и для организаторов. Это были не лекции, а живое общение, обмен информацией между участниками и организаторами. Учителя получили ценные инструкции по работе с новым учебником, познакомились с новыми методиками преподавания. Создатели учебника услышали отзыв преподавателей, в котором очень нуждались, выяснили, что следует исправить, доработать.

В подготовке материала участвовала Елена Беспалова






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї