ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Как зовут Б-га?

 Как зовут Б-га?
 Урок по недельной главе «Шмот» с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером

В нашей недельной главе рассказывается о страданиях еврейского народа в Египте. Сказано в Торе: «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа…» Фараон возненавидел евреев, живущих в его стране. По его указу, наших отцов «изнуряли тяжелыми работами». Но народ продолжал умножаться, и тогда фараон повелел убивать всех новорожденных еврейских мальчиков.

Раши в своем комментарии приводит различные версии того, что означаютслова «новый царь». Согласно одной из этих версий, эти слова не следует понимать так, что в Египте появился новый правитель. Это был все тот же самый фараон, который вначале неплохо ладил с еврейским народом. Новым стало его отношение к евреям. Притеснения, которые испытал на себе еврейский народ, были ужасны. Раши приводит рассказ из Устной Торы, согласно которому фараон заболел проказой. Лекари сказали ему, что исцелить его могут только ванны из человеческой крови. И фараон стал убивать еврейских детей: 150 утром и 150 вечером, и дважды в день купался в их крови.

И тогда Б-г «услышал вопль народа Своего» и послал Моше в Египет, чтобы вызволить евреев из рабства. Он явился Моше в кусте, «который горит и не сгорает». Узнав о возложенной на него миссии, Моше спросил Вс-вышнего: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Б-г отцов ваших послал меня к вам. А скажут мне они: как Ему имя? Что сказать мне им?» И Б-г ответил так: «Я Сущий, который пребудет. Так скажи сынам Израиля: Вечносущий послал меня к вам».

Согласитесь, это довольно странный ответ на вопрос «Как тебя зовут». Раши приводит следующее объяснение из Талмуда (тракта Брахот): «Ответ Б-га означает: Я с Вами сейчас, и Я буду с вами во всех ваших бедах». Это проясняет смысл самих слов Вс-вышнего, но все равно остается непонятным, почему именно такими словами Он отвечает на вопрос об имени. Чтобы понять смысл этого необычного диалога, следует глубже вникнуть в смысл вопроса Моше. Рамбамговорит об этом в своемтруде «Море Невухим» («Путеводитель растерянных»). Он рассуждает следующим образом.

- А откуда у Моше была уверенность, что евреи обязательно спросят его об имени Б-га? И развебыл бы смысл в этом вопросе? Если евреи понимают, что речь идет о Б-ге их отцов,знание о Котором они передавали из поколения в поколение, то зачем им нужноимя? А если они не знают Б-га, то чем поможет упоминание Его имени? На самом деле, истинный смысл вопроса Моше таков:“Вот, я приду к евреям и скажу, что Ты хочешь вызволить их из Египта. А они спросят: но ведь Б-г видит наши страдания и мучения на протяжении 86 лет рабства. Десятки тысяч наших детей погибли. Мы живем в состоянии ежедневного кошмара. Так что же это за такой Б-г? Где был Он все это время? И почему мы должны в Него верить?»

На этот вопрос Вс-вышний не дает ответ. Ответа здесь нет. Об этом же говорится в книге Йова: нам не дано понять смысл наших мучений. Это ведомо только Создателю. Вместо ответа Б-г говорит: «Я сейчас с вами и буду с вами. Вы мучаетесь – и Я буду мучиться вместе с вами. Я не брошу вас». Один из комментаторов задается вопросом: почему Б-г явился Моше в неказистом кусте, а не, скажем, в красивом дереве? Ответ таков: этим Он хотел показать: «Я всегда с вами. Я сопереживаю вам в вашей беде и никогда не оставлю вас». И еще говорят наши мудрецы, что, когда Вс-вышний отправил евреев в изгнание, тоиСам отправился в изгнание вместе с ними. Осознание того, что Б-г с нами, что Он не бросил нас, поддерживает человека в тяжелый момент, придает ему силы.

Иногда случается, что мы видим мучения другого человека, но не в силах ему помочь. Не буду приводить примеры, каждый из нас в жизни сталкивался с такими ситуациями. И тогда очень важно оказать моральную поддержку. Показатьстрадающему, что мы с ним, что мы думаем о нем и не оставим в трудную минуту.

Дай Б-г, чтобы мы дожили до прихода Машиаха, и чтобы все беды, горести и мучения прекратились! Пусть это произойдет вскоре, в наши дни. Амен!






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї