ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Влияние праведника

 Влияние праведника
 Урок по недельной главе Торы с р. Бенционом Ласкиным
В нашей недельной главе «Ваигаш» рассказывается об исполненной драматизма встрече Йосефа со своими братьями.

Прошло двадцать мучительных лет, и вот сыновья Яакова простерлись ниц перед наместником Фараона. Неузнанный братьями, великий египетский сановник и был тем самым «сновидцем», любимцем отца, которого они продали в рабство.

Йосеф сначала вынимает из братьев всю душу своими угрозами взять Биньямина в рабство. И лишь в момент наивысшего напряжения, когда их нервы натянуты до предела, он неожиданно открывается им: «Я Йосеф!» И тут же спрашивает: «Жив ли еще отец мой?»

Многие комментаторы задумываются над тем, в чем смысл этого вопроса. В конце концов, еще во время предыдущей встречи, когда братья пришли в Египет с Биньямином, Йосеф первым делом спросил: «Здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? Жив ли еще он?» И братья ответили: «Отец наш еще жив». Да и в нашей сегодняшней главе главным аргументом Йегуды, пытавшегося убедить властителя Египта не забирать Биньямина в рабство, было: «как только увидит отец, что нет отрока, то умрет». То есть, совершенно ясно, что Яаков жив.

Так почему же Йосеф вновь задает этот вопрос?

В прошлой недельной главе «Ваешев» мы узнаем историю Йосефа-праведника. Проданному в рабство сопутствовала удача – он стал главным управляющим в доме Потифара. И все было бы хорошо, но жене Потифара приглянулся красивый юноша, и она начала его домогаться. В один из дней случилось так, что никого не было дома – все отправились на праздник в молельню идолопоклонников. И жена Потифара стала вынуждать Йосефа согрешить с ней, даже схватила его за одежду… Но тот вдруг «оставил одежду свою в руке ее, побежал и выбежал вон». Что же случилось? Что дало Йосефу силы преодолеть соблазн? Раши комментирует: «Перед ним предстал образ отца его, и это удержало его от греха». Образ (руах) Яакова придал Йосефу силы, чтобы опомниться и убежать. Таков Йосеф – сын, в сердце которого живет образ отца, и образ этот обладает такой силой воздействия, как если бы перед Йосефом стоял живой отец во плоти.

В нашем случае Яаков жив в буквальном смысле, физически. Но подобное воздействие «силы образа» вполне возможно, даже если праведника больше нет с нами. В святой книге «Зогар» говорится, что душа праведника, расставшись с телом, остается связанной со всеми мирами в еще большей степени, чем при его жизни. Это касается и нашего материального мира, в котором живут и действуют люди, ибо духовный свет, засиявший благодаря добрым делам этого человека – как семя, брошенное в «поле, которое благословил Вс-вышний». Оно дает «урожай второй генерации» – все новые и новые добрые дела, совершаемые учениками праведника. До тех пор, пока великие праведники могут влиять на человека, давать ему силы изменить свою жизнь и преодолеть все препятствия, они в определенном смысле живы для нас.

Недавно одна из израильских газет опубликовала список десяти наиболее влиятельных раввинов. Одним из них стал Любавичский Ребе. Авторы рейтинга отметили, что, хотя Ребе умер 17 лет назад, его образ по-прежнему является движущей жизненной силой для многих тысяч хасидов, которые продолжают его путь. Поэтому Ребе влияет на жизнь народа Израиля намного больше, чем некоторые лидеры, живущие сегодня.

Теперь нам легче понять смысл вопроса, который Йосеф с таким упорством задает своим братьям: «Жив ли еще отец мой?» Йосеф прекрасно знал, что Яаков жив физически. Он спрашивал своих братьев о другом: жив ли еще отец в их душе, сердце, мыслях, чувствах и поступках? Стремятся ли они идти по пути, указанному отцом, продолжать его традиции?

Неслучайно в среде народа Израиля так много внимания уделяется детям. Для еврейских родителей их чада — это самый важный и «дорогой» проект в жизни. И если дети продолжают еврейские традиции своих родителей, духовная жизнь родителей продолжается — посредством их детей — вечно. Сказано в Талмуде: «Обучающий внука Торе подобен получающему ее на горе Синай».

И это касается не только человека, у которого есть биологические дети, но и каждого, кто своим влиянием способствует тому, чтобы другие евреи жили духовной жизнью.

Мы говорили о том, какое влияние оказывает душа праведника на духовную сторону нашей жизни. Что же касается материальной ее стороны, то в святой книге «Зоѓар» прямо сказано: праведники защищают этот мир от бедствий и после смерти – еще в большей степени, чем при жизни. И чем ближе был человек к вместилищу Шхины – душе праведника — при его жизни, тем большего благословения Творца он удостоится.

На протяжении веков еврейский народ в самые тяжелые моменты своей истории находит источник вдохновения в любимом образе Йосефа, в его умении изменить свою жизнь к лучшему в самый трагический момент.

Но мы не можем не задуматься: когда же судьба Йосефа изменяется, какой поступок становится переломным? С чего началось спасение Йосефа?

Вот Йосеф заключен в тюрьму. Он замечает, что заключенные виночерпий и пекарь выглядят подавленно: «И пришел к ним Йосеф утром, и увидел он их, и вот они сумрачны. И спросил он царедворцев фараона, которые с ним под стражей в доме его господина: почему ваши лица
сумрачны сегодня?» И царедворцы рассказали ему о своих тревожных снах. Йосеф их верно истолковал. А позже, когда самому фараону понадобилась интерпретация снов, виночерпий вспомнил о Йосефе, и его вызволили из темницы и привели к фараону. Толкование сна, данное Йосефом, понравилось фараону, и молодой еврейский раб превратился в царедворца – чуть ли не правителя всего Египта.

Странно, что Йосеф вообще волновался об этих людях. Что особенного в том, что в тюрьме люди выглядят подавленными? Разве не было у самого Иосифа повода для грусти и переживаний? Но из сына-любимчика, заносчивого и чуждого состраданию, Йосеф, благодаря выпавшим на его долю испытаниям, успел превратиться в человека, глубоко понимающего чувства ближнего и заботящегося о судьбе своего народа. Не будем забывать, что Йосеф был Цадик (праведник). А праведников Творец наказывает еще при жизни, предоставляя шанс на исправление в этом мире, чтобы потом их души поднялись к вечному свету в чистоте и радости…

Любавический Ребе объясняет, что Йосеф проявил высшую степень участия в ближнем. Вдали от любимого отца и родного дома, лишенный свободы, в чужой стране, он мог бы страдать бесконечно и не замечать ничего, кроме своих бед. Но увидев, что его товарищи по несчастью выглядят обеспокоенными, он проявил внимание и заботу. А в итоге вышло так, что он не только помог ближним, но и спас собственную жизнь. Иногда простой вопрос «Как дела?» может сыграть судьбоносную роль.

Как всегда, читая Тору, мы учимся чему-то (ведь само слово Тора происходит от «Ораа» – «указание»). Это как будто нетрудно – искренне поинтересоваться состоянием другого человека. Но как редко мы находим для этого время и силы! А ведь это так важно для наших друзей, близких, знакомых и незнакомых… И, самое удивительное, это может стать очень важным и для нас самих!

Света вам, радости, здоровья, счастья и любви!

Гут Шабес!

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сегодня является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї