ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Дайте ближнему шанс!

 Дайте ближнему шанс!
 Урок Торы по недельной главе «Ваишлах» с раввином Бенционом Ласкиным
В недельной главе «Ваишлах» продолжается рассказ о жизни нашего праотца Яакова. За двадцать два года до описываемых событий Яаков бежал от Эйсава, который пытался убить его, чтобы отомстить за украденное благословение. Тора так пишет об этом: «И сказал Эйсав в сердце своем: близятся дни траура по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего». Мать Яакова, Ривка, предостерегает сына: «Вот Эйсав, брат твой, хочет убить тебя. И ныне, сын мой, послушай голоса моего и встань, беги к Лавану, брату моему, в Харан». В главе «Ваишлах» Яаков после долгих мытарств и множества событий вновь возвращается в Землю Израиля. Сначала он посылает ангелов узнать, в каком настроении пребывает его брат Эйсав: так же ненавидит его, как раньше, или гнев его смягчился? Ангелы возвращаются и сообщают, что Эйсав вышел ему навстречу, «и четыреста людей с ним». Очевидно, что эти люди идут с Эйсавом отнюдь не для того, чтобы оказать Яакову радушный прием. Когда навстречу выходят четыреста мужчин, обычно это означает войну!

Услышав грозное известие, Яаков принял меры предосторожности. Во-первых, он начал готовиться к войне и разделил все, что у него было, на два лагеря: в одном находились женщины и дети, а в другом — все остальное. Во-вторых, Яаков обратился к Всевышнему с проникновенной молитвой: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Эйсава!» И, наконец, он приготовил для Эйсава подарки, надеясь этим откупиться от неприятностей.

После всех приготовлений и сражения с ангелом, о которых мы читаем в нашей главе, братья наконец встречаются. Тора рассказывает: «Яаков… поклонился до земли семь раз, пока он не приблизился к нему, к его брату. И побежал Эйсав ему навстречу и обнял его, и бросился на шею ему и целовал его, и они плакали». Поистине трогательное выражение братских чувств!

В Торе есть и другие описания встречи двух братьев после долгой разлуки. Например, когда Йосеф после 20 лет разлуки встречается с любимым братом Биньямином, Тора говорит об этом так: «И пал он на шею Биньямину брату своему и плакал». И все: ни поцелуев, ни объятий, ни бега навстречу друг другу! А когда Моше и Агарон, два любящих брата, встретились после сорока лет разлуки, их встреча описана так: «И пошел он, и встретил его на горе Всесильного, и поцеловал его». Только один поцелуй, и«пошел», а не «побежал». И даже о трогательной, волнующей встрече Йосефа с отцом, любившим его больше всех своих сыновей, Тора пишет: «И пал на шею ему, и плакал на шее его долго».

А тут вдруг Эйсав, ненавидевший Яакова всеми фибрами души и лелеявший планы убийства, вдруг подбегает к брату, бросаетсяему на шею, целует его и плачет! Слишком хорошо, чтобы быть правдой…

Видимо, что-тоочень важное случилосьв промежуток времени между решением «пойти войной» и братскими объятиями. Между этими крайними проявлениями ненависти и любви – семь поклоновЯакова. Похоже, именно они-то и изменили в корне отношения между братьями!

Когда человек падает ниц, он физически нарушает прямоту своего тела. На духовном уровне это влечет за собой разрушение негативности или сокрытия (Талмуд, трактат «Кдушим»).

Поклонившись, человек совершает движение, которое сокрушает внешнюю, поверхностную реальность, одновременно обнажая некую новую реальность, отражающую внутреннюю правду.
Число «семь» символизирует естественный порядок вещей: мир, созданный за семь дней,неделя и многое другое.

Суть внешней природы – в сокрытии, то есть, в том, что она скрывает чудо. На иврите слово «Олам» (мир) образовано от глагола «Геелем»– сокрыть. То есть, функция мира – скрывать, а наша миссия – раскрывать спрятанное в нем Б-жественное начало.

Таким образом, семь поклонов изменили положение вещей, раскрывистинную подоплекуотношений между братьями – чувство естественной любви,которая ранее находилась в состоянии «сокрытия». Яаков сумел «согнуть», «сломать» внешне враждебные отношения, открыв дорогу для проявления истинных чувств к брату-близнецу, близкому ему теперь духовно.

Известно, что в Торе есть десять мест, где над буквами ставятся точки. С точки зрения простого понимания текста, непонятно, для чего они нужны. На самом деле, это тайный код, содержащийся в Торе. Как поясняют еврейские мудрецы, эти точки несут дополнительную смысловую нагрузку – предупреждение о том, что данные слова нельзя воспринимать буквально, что в них заложен скрытый внутренний смысл. Так, например, в стихе «Сокрытое — Г-споду, Б-гу нашему, а открытое — нам и нашим детям вовеки, чтобы исполнить все речи Учения этого» точками отмечены слова «нам и детям нашим». Мудрецы видят в этом намек на то, что до перехода через Иордан Вс-вышний не наказывал евреев даже за открытые грехи. Наказуемым грех сталлишь после того, как евреи приняли клятву на горах Гризим и Эйваль и стали ответственны друг за друга.

В рассказе о встрече с Эйсавом над словом вайишокейѓу («и поцеловал его») также имеются точки. Раши приводит различные мнения мудрецов о том, каково их значение: «Одни толкуют наличие надстрочных знаков как указание на то, что не от всего сердца он целовал. А рабби Шимон бар Йохай сказал: общеизвестна истина, что Эйсав ненавидит Яакова. Однако в тот момент в нем пробудилось милосердие, и он поцеловал его от всего сердца». Спор идет о том, был ли искренним поцелуй Эйсава, или это было сделано напоказ. Рабби Янай говорит, что Эйсав не собирался целоваться, это была просто игра. Рабби Шимон бар Йохай, составитель «Зоѓара» – основополагающей книги Кабалы, говорит, что в ту минуту Эйсав и в самом деле хотел поцеловать брата от всего сердца.

В чем, собственно, суть этого спора? Здесь решается вопрос о том, может человек измениться или нет. Рабби Янай не верит, что Эйсав может измениться, поэтому он считает, что это был неискренний поцелуй, а всего лишь красивый спектакль. Рашби, напротив, верит в способность измениться к лучшему каждого человека — даже такого злодея, как Эйсав.

Очень важно уметь видеть в ближнем его скрытые лучшие стороны, черты.

Рассказывают такую притчу. Однажды король решил заказать свой портрет у знаменитого художника. Мастер прибыл во дворец и увидел, что сделать это будет непросто: король был горбатым и кривым на один глаз. «Как Вас изобразить, Ваше Величество?» – спросил художник. «Таким как есть!» – самоуверенно заявил король.Однако, увидев свой портрет,правитель пришел в негодование и приказал повесить художника.На следующий день во дворец привели еще одного испуганного живописца. Тот ничего не спросил, и через несколько часов король увидел портрет молодого красавца,не имеющего с ним никакого сходства.Этого художника тоже повесили – за «издевательство».

Третий художник был евреем. Он знал, какнужно смотреть на недостатки. Перед королем предстал его собственный портрет… на охоте! Герой картины сидел на коне и целился из лука в оленя.Таким образом,один глаз его был закрыт, а искривленность спины оправдана позой. Король был в восторге, а художник – щедро одарен.

Эта притча учит нас видеть лучшее в каждом человеке. Как говорят наши мудрецы: «Толкуйте сомнение в пользу своего ближнего и судите о нем благосклонно». Если мы будем извинять и оправдывать неблаговидные поступки других, на Небесах будут судить благосклонно и о наших поступках,принимая во внимание оправдывающие обстоятельства.

Вспомните, как вы сами после некоторого случая не хотели разговаривать с тем или иным человеком. Возможно, он действительно вел себя безобразно, вот вы и решили порвать с ним все отношения. Но не забудьте, что прошло уже двадцать лет, и сейчас, когда вы встретились, он уже совсем другой. Так почему бы не дать ему шанс?! Ведь люди меняются! Он повзрослел и изменился, возможно — к лучшему. Мы ведь тоже не те, какими были двадцать лет тому назад! Иудаизм верит в духовные силы человека и его способность меняться к лучшему. В этом и состоит смысл возвращения к тшуве. Всевышний тоже дает нам шанс, и не один. Так и мы должны, хотя бы раз, дать возможность исправиться каждому, кто когда-то обидел нас или вел себя с нами не совсем так, как нам хотелось бы…

Гут шабес!
Раввин Бенцион Ласкин

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сегодня является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї