ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Образ земной и небесный

  Образ земной и небесный
   Урок Торы по недельной главе «Ваеце» с раввином БенциономЛаскиным. 
Рассказывают такую историю. В одном еврейском местечке глубокой ночью в дверь ребе кто-то постучал. Ребе отворил. На пороге стояла молодая супружеская пара. Взволнованные супруги принялисьнаперебой объяснять, что утром обрезание их первенца, а они все никак не могут выбрать имя.
- Видите ли, ребе, – дрожащим голосом проговорила жена. – Я хочу, чтобы моего сына назвали Мойше в честь моего отца. А мой муж хочет, чтобы его назвали Мойше в честь его отца!
- Так в чем же проблема?! – изумился ребе.
- Понимаете, ребе, Мойше, мой отец, был праведник и помогал людям всю жизнь. А Мойше, отец моего мужа, всю жизнь обманывал, воровал и заботился только о себе! Я очень боюсь, что ребенок будет назван в честь него!
Ребе задумался на несколько минут. А потом объявил:
- У меня есть решение. Ребенка следует назвать… Мойше!
- Но в честь кого? – разволновались родители.
- Жизнь покажет… – ответил ребе.

У каждого человека есть огромный потенциал. Но используем ли мы его полностью? Это – тема нашей главы «Ваеце». В этой главе описано великое видение, явившееся нашему праотцу Яакову. Покинув отчий дом в Бэер-Шеве, Яаковотправляется в Харан. В пути он остановился на ночлег, и там Б-г послал ему необычный сон: «И снилось ему – вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И вот, Г-сподь стоит при нем и говорит :Я Г-сподь, Б-г Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, накоторой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему».

В этом сне все непонятно. Откуда взялись ангелы? Куда они направлялись? Зачем ходили туда-сюда по лестнице? И почему сначала поднимались, а потом спускались, а не наоборот? Вы можете сказать: «Это всего лишь сон». Но наши сны иногда имеют большое значение. В особенности – этот сон, записанный в Торе. Сон, привидевшийся Яакову по дороге в дом Лавана, куда он отправлялся, чтобы найти себе жену и стать родоначальником двенадцати колен Израиля. Этот удивительный сон определил судьбу Яакова; каждая его деталь существенна. В Талмуде приводится интереснейшее объяснение: «Ангелы взошли наверх и увидели образ Яакова наверху; спустились и увидели образ Яакова внизу». В чем смысл этой загадочной талмудической интерпретации?

Упоминание об «образе» Яакова связано с рассказом Торы о том, как любимого сына Яакова – Йосефа – родные братья продают в Египет. Йосеф оказывается в доме у Потифара, царедворца фараона. Б-г благословляет Йосефаво всем, и вскоре молодой человек становится управляющим в доме своего господина. Жена Потифара влюбляется в красивого юношу, а, когда тот отвергает ее домогательства, жалуется мужу, будто бы «раб-еврей» пытался ее изнасиловать. В результате Йосефа бросают в тюрьму.

В каббалистическом труде «Зогар» объясняется, что семнадцатилетний Йосеф уже почти былоподдался искушению. Но в последний момент внезапно предстал перед ним образ отца и напомнил ему о долге.

Что это за «образ», придавшийЙосефу душевные силы преодолеть соблазн? Объясняют наши мудрецы, что у каждого человека есть два образа: земной и небесный. То, чем мы являемся, – это образ земной. То, чем мы можем стать (иными словами, наш потенциал) – это образ небесный. Он изначально заложенв нас Вс-вышним. Это то, чем мы должны стать. То, для чего Он нас создал. Как часто эти образы совпадают? К сожалению, очень редко. Обычно наш земной образ – не более чем бледная копия образа небесного.

Сейчас мы можем понять объяснение Талмуда. Ангелы сначала поднялись по лестниценаверх и увидели «небесный» образ Якова, а затем спустились и увидели «земной». К их большому удивлению, оба образа совпали, ибоЯаковполностью использовал свой потенциал.

Именно поэтому образ Яакова так повлиял на Йосифа. Явившись Йосефу, он напомнил ему об ограниченности земных желаний, о его потенциале и жизненной миссии. О его Б-жественном – небесном – образе.

Мы должны всегда помнить о том, что у каждого из нас есть Б-жественный образ, а не только земной. На вопрос «Что такое ад?» великий Бааль Шем Тов ответил так: это не костры, не пытки, не кипящие котлы. Ад – это когда человеку показывают его образ Наверху, его потенциал … и то, что человек сделал с этим бесценным подарком – своей душой.

В фильме Оливера Стоуна есть такой эпизод. Президент Ричард Никсон накануне своей отставки с горечью обращается к портрету («образу»!) Джона Кеннеди: «Люди боготворят тебя, потому что видят в тебе то, чем они хотят стать… и ненавидят меня, потому что видят во мне – то, чем они являются!»

Алтер Ребе считал, что каждого еврея следует видеть таким, каким он был задуман Вс-вышним.

...На этой неделе в Нью Йоркесостоялся съезд посланников Любавического Ребе, на котором собрались 4000 раввинов со всех уголков мира.Мне было особенно приятно увидеть петербургских раввинов – Менахема-Мендла Певзнера, Цви Пинского, Бенциона Липскера, Элазара Гольдберга, Давида Шнайдермана. Было очень много выступавших. Но больше всего мне запомнилась мысль, которую высказал главный раввин Англии Джонатан Сакс: «Обычные люди видят окружающих такими, какими они кажутся. Великие люди видят других такими, какими они являются. Но самые великие видят в ближнихто, кем они могут стать. И таким человеком был Любавический Ребе!»

Мы должны стараться разглядеть в каждом его потенциал исмотреть на ближнего так, как бы нам хотелось,чтобы смотрели нанас. И всегда помнить о своем «небесном» образе!

р. БенционЛаскин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї