ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

«Голос – голос Яакова, руки – руки Эсава»

  «Голос – голос Яакова, руки – руки Эсава»

  Издержки воспитания, или к чему приводит «уравниловка»

Эсав, сын нашего праотца Ицхака, был известен своим аморальным поведением. В качестве противоположного, положительного примера обычно приводят его брата Яакова, который во всем следовал этическим принципам отца. Однако только ли один Эсав виноват? Была ли возможность предотвратить его духовное падение?

Об этом и многом другом мы размышляем, читая недельную главу «Толдот» – в переводе с иврита ее название означает «родословная», «история происхождения».

В предыдущей главе «Хаей Сара» вместо рассказа о жизни нашей праматери мы читали о событиях, случившихся после ее смерти. В главе «Толдот» также присутствует эффект обманутого ожидания. Вместо истории жизни Ицхака мы читаем о рождении двух сыновей Ицхака и Ривки – Яакова и Эсава. Такие парадоксы не случайны. Они помогают глубже проникнуть в смысл. Если глава «Хаей Сара» объясняет нам суть жизни, то «Толдот» учит нас тому, что именно следует понимать под историей происхождения: кем были родители, какими были самые важные события в жизни или что передано потомкам?

Мы помним, что о самом выдающемся событии в жизни Ицхака говорится в другом месте. В конце главы «Вайера» рассказывается о том, как Ицхак принял повеление Вс-вышнего – отдать свою жизнь. Это произошло в самом расцвете лет. Но Ицхак не дрогнул, ни на миг не усомнился. Он безропотно дал связать себя и положить на жертвенник, проявив абсолютную веру в правоту Творца. Это стало величайшим моментом в его жизни, проявлением всей ее сути. Вся биография Ицхака определяется этим кульминационным событием. Но итоговая оценка его жизненного пути – в главе «Толдот».

Основополагающим качеством Ицхака является «Гвура» (мужество, сдержанность, стойкость). Это качество он передал всему еврейскому народу. Его сыновья Эсав и Яаков, родившиеся близнецами и воспитывавшиеся вместе, оказались диаметрально противоположными друг другу. Двенадцать лет Ицхак молил Б-га исполнить его желание – иметь детей от Ривки. Он знал о Б-жественном обещании – «ибо в Ицхаке наречется тебе потомство» – и потому надежда его не ослабевала. И Вс-вышний услышал его молитвы. Но беременность Ривки протекала необычно. Ее мучали страшные боли, казалось, у нее внутри происходят невероятные сражения, словно неведомые силы пытаются уничтожить друг друга. Всякий раз, когда она проходила мимо бейт-кнесета (синагоги) или бейт-амидраша (дома учения), она чувствовала внутри резкие толчки. То же повторялось, когда она проходила мимо кумирни. Почему? Дело в том, что Яаков и Эсав проявляли свои природные наклонности уже в чреве матери. Ривке было предсказано, что сыновья ее будут совершенно разными людьми. Тут бы логично предположить, что и внешность их окажется несхожей. Некоторые различия и правда были: один из них был более развит и силен, и весь покрыт волосами. Во всем остальном, удивительное дело, близнецы оказались похожими как две капли воды. При таком внешнем сходстве – столь разительное несходство предсказанной судьбы… Само это привлекает внимание, приводит к пониманию того, что причина различия близнецов не лежит на поверхности.

Обилие волос у новорожденных свидетельствует об избытке силы и жизненной энергии. В нашем же случае не только голова, но и все тело малыша было покрыто волосами. Увидев это, присутствовавшие при родах назвали младенца Эсав, что значит «законченный», «полностью сделанный»…

Вообще, наши мудрецы не скрывают от нас ошибок и недостатков наших предков. Благодаря этому их жизни становятся более поучительными. В нашем отрывке комментарий мудрецов подчеркивает разительный контраст между двумя внуками Авраама, вызванный не только их природным различием, но и, возможно, ошибками в воспитании. Пока Эсав и Яаков были детьми, скрытым различиям между ними не уделяли внимания. Оба получили одинаковое воспитание и образование. Был забыт основной принцип: «Обучай каждого ребенка, исходя из его индивидуальности». Забыли о том, что каждого ребенка следует наставлять — как человека и как еврея — в соответствии заложенными в нем неповторимыми особенностями. Великая задача еврея проста и ясна, когда речь идет о ее сути. Однако способы ее выполнения не менее сложны и разнообразны, чем все обилие людских характеров и судеб.

Обучать Эсава и Яакова вместе, используя одни и те же методы, готовить их обоих к жизни, наполненной учебой и размышлениями, было роковой ошибкой. Это неминуемо должно было привести к тому, что один из двоих будет загублен.

Если бы Ицхак и Ривка изучили натуру Эсава и вовремя задались бы вопросом: как такого человека, с таящимися в нем силой, умением и мужеством, обратить к служению Б-гу, тогда Яаков и Эсав, несмотря на все свои различия, остались бы близнецами не только по крови, но и по духу. Меч Эсава мог бы соединиться с духовностью Яакова, и кто знает, какой оборот приняла бы вся дальнейшая история? Но случилось так, что лишь когда юноши выросли и возмужали, все с удивлением обнаружили: два брата, вышедшие из одного чрева, о которых одинаково заботились, которых одинаково воспитывали и учили, оказались полной противоположностью друг другу!

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди. Так и должно быть построено еврейское воспитание: прежде всего следует учить человека Торе, чтобы, использовав эти знания, он научился жить в обществе по законам Вс-вышнего. Тогда все смогут увидеть, что можно жить в соответствии с традициями отцов, не закрываясь в стенах гетто. Ведь служить Г-споду можно и «голосом Яакова», и «руками Эсава». Мы бы давно построили царство Б-жье на земле, если бы не только слабый, но и сильный человек подчинялся Вс-вышнему.

Гут шабес!

Раввин Бенцион Ласкин

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї