ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Этрог. Интервью с р. Цви Пински

Этрог как стремление к идеалу

Важнейшая традиция праздника Суккот – это «арба миним», исполнение заповеди о четырех видах растений. Самым известным из этих растений, благодаря фильму «Ушпизин», стал этрог – красивый цитрусовый плод. Помните «Ягалом», великолепный «бриллиант», купленный героем фильма за безумные (и последние!) деньги и варварски покрошенный его несведущими друзьями в салат? О традициях, связанных с этрогом, и их внутреннем смысле мы беседуем с раввином Цви Пинским.

- Рав Цви, почему герой фильма ведет себя так непрактично – покупает дорогущий этрог, когда в кармане и без того пусто?
- Это говорит о том, что он очень серьезно относится к заповеди Торы «возьмите себе… четыре вида растений». Мудрецы истолковывают эти слова Торы так: «возьмите себе» – значит, это должно быть твое, то, что принадлежит тебе. Поэтому-то Б-гобоязненные евреи и стремятся купить себе свой личный этрог и лулав. В отношении этого есть интересный закон. Если в первый день Суккота вы даете кому-то свой этрог и лулав, чтобы сказать благословение и исполнить заповедь, вы должны ему это подарить. Правда, с условием, что этот человек после исполнения заповеди передарит вам подаренное обратно. То есть, для исполнения заповеди необходимо, чтобы четыре вида растений находились в вашей собственности.
И, конечно же, с точки зрения исполнения заповеди, важно, чтобы ваш этрог был как можно более высокого качества. 

- И тогда его будут называть «Ягалом», как в фильме?
- Такого названия в традиции нет, это в чистом виде режиссерский ход. Но правда в том, что этроги могут быть лучше и хуже по качеству. Далеко не всякий этрог даже считается кошерным – не для еды, разумеется, а для исполнения заповеди арба миним. 

- А какой этрог кошерен?
- Во-первых, этрог не должен быть муркав – гибридом. Исторически нередкоэтроги скрещивали с лимоном. Такой этрог не годится. Поэтому существует традиция – брать этроги только от определенных деревьев, растущих в определенном месте, про которые точно известно, что они – не муркав.
Во-вторых, этрог должен быть «чистым» – без точечек и царапин, особенно в верхней части.
Это минимальные требования к этрогу. Но есть еще и такое понятие как «украшение заповеди» – когда заповедь исполняют «сверх положенного». С этой точки зрения важно, чтобы этрог был еще и мегудар – отличался внешней красотой. Здесь в расчет принимаются цвет и форма. Относительно того, что считать «красотой», имеются разные обычаи. Например, йеменские евреи стараются выбирать большие, просто-таки огромные этроги. Одни выискивают зеленые этроги, другие, наоборот, желтые. Конечно же, все эти параметры сказываются на цене. Многие поражаются: «Как?! Лимон за 20, а то и 90 долларов?!» Надо понимать, что вырастить кошерный этрог – это тяжкий труд. Большая часть этрогов, выросших на дереве, оказываются некошерными. А ведь ни для чего другого, кроме как для исполнения заповеди арба миним, этроги не используются: очень уж у них очень резкий, горько-кислый вкус. 

- Где же растут «правильные» этроги?
- В ХАБАДе и некоторых других направлениях предпочитают использовать этрог из Италии, растущий в провинции Калабрия. При этом ссылаются на известный мидраш: когда Б-г давал Моше на горе Синай заповеди, то показал ему этрог, и был этот этрог родом именно из Калабрии… В Израиле, в КфарХабаде есть два больших сада, где растут этроги. Их саженцы взяты из Италии! Также растут этроги и в Марокко, но относительно них есть сомнения – не гибрид ли это.

- А где возьмут себе этроги петербургские евреи?
Каждый год мы заказываем этроги для всех, кто хочет исполнить эту важнейшую заповедь праздника Суккот. В основном привозим этроги из КфарХабада. Есть и немного итальянских этрогов, правда, они дороже в пять раз!
Что касается остальных трех видов растений, лулав (пальмовую ветвь) и адас (мирт) в Петербург привозят из Израиля (а в Израиль зачастую – из Египта!). А вот ива у нас – своя, питерская! 

- Интересно, что делают с этрогом и лулавом после того, как закончился Суккот? Неужели на помойку?
- Нет, выкидывать предметы, использовавшиеся для исполнения заповеди, нельзя! Этроги часто засушивают и используют как бсамим – благовония для авдалы, обряда отделения субботы от будней. Иногда из этрогов делают повидло: перед тем, как есть, на него скажут благословение, и таким образом исполнят с помощью этого этрогаеще одну заповедь. Остальные три вида растений сохраняют до кануна праздника Песах и сжигают на костре вместе с хамецом – крошками квасного. 

- Если этрог – такой святой фрукт, то должен быть у него какой-то символический, иносказательный смысл?
- Известнейшее, классическое объяснение внутреннего смысла четырех видов растений таково: каждое из растений – это определенный тип евреев. Например, у ивы нет ни вкуса, ни запаха – это еврей, который не учит Тору и не делает добрых дел. На противоположном конце шкалы – этрог, обладающий и вкусом, и ароматом: это еврей, учащий Тору и совершающий добрые дела. С этой точки зрения, вполне возможно, этрог обозначает стремление к идеалу. Как с точки зрения своего символического смысла, так и потому, что сам он должен быть идеальным. Этрогу посвящено немало майс, хасидских рассказов. Расскажу одну из них. Однажды во время молитвы праздника Суккот р. Элимелех из Лиженска ощутил дивный аромат. После молитвы он подошел к своему брату, р. Зусе: «Помоги мне найти этрог, наполняющий синагогу запахом ГанЭдена!» И они обошли всех присутствующих, пока не нашли человека, стоящего в самом дальнем углу. «Откуда у тебя такой дивный этрог?!» – спросили у него братья.Тот рассказал им свою историю: «Зовут меня Ури. Этрог для меня – самая любимая и важная заповедь! Весь год коплю я деньги, чтобы купить самый красивый, самый лучший этрог! Вот и в этом году я отправился за этрогомв Львов, взяв с собой 50 золотых монет. По пути я зашел на постоялый двор… и увидел беднягу извозчика, у которого пала единственная лошадь. Хозяин постоялого двора, пожалев беднягу, предложил ему свою лошадь, стоившую 80 монет, всего за 50… Но и этих денег у извозчика не было. Разве мог я остаться в стороне? Я подошел к трактирщику и сбил цену до 45 монет, купил лошадь и отдал извозчику. Тот не помнил себя от счастья! Я же поспешно ушел, не желая слушать слов благодарности, и на оставшиеся 5 монет купил себе самый простой, самый дешевый этрог! Возвращаться домой с таким этрогом мне было стыдно, и вот я остался здесь…» «Теперь я понял, откуда здесь аромат райского сада! Нет на свете этрога прекрасней, чем твой!» –воскликнул в восторге р. Элимелех.

На фото: члены петербургской еврейской общины выбирают себе «четыре вида растений» к празднику. 10 октября 2011 г.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї