В Санкт-Петербурге 10 мая, в 18.00, во дворе редакции видеогазеты ARTWAY.TV (ул.Казанская 5) прошла акция: «FASHION против FASHIZMA!» Культурная общественность нашего города, возмущенная антисемитскими и фашистскими высказываниями экс-главы модного дома Dior – Джона Гальяно, собралась с тем, чтобы демонстративно отказаться от вещей этого дизайнера, разрезав их на куски. Даже в самой глухой сибирской деревушке, где словосочетание «Hot Couture / Хот Кутюр » восприняли бы как ругательство, знают теперь, кто такой Джон Гальяно. После нашумевшего «антисемитского» скандала, случившегося в феврале этого года, его имя не сходит с первых полос газет и Интернет-изданий. Давайте же и мы вспомним, за что мы любим Гальяно, а за что нет: Хуан Карлос Антонио Гальяно Гильен родился 28 ноября 1960 в Гибралтаре в семье водопроводчика и домохозяйки. Несмотря на «пролетарское» происхождение, сделал в мире высокой моды головокружительную карьеру практически сразу по окончании колледжа. Этот эпатажный английский модельер известен благодаря своим авангардным коллекциям, с 1996 по 2011 год являлся арт-директором Дома Christian Dior и в первые же годы совместной работы буквально возродил его из пепла. За свои достижения был неоднократно удостоен престижных наград Великобритании и Франции. Гальяно всегда был романтиком, тоскующим по XVIII веку, обожал причуды, сочетал в своих нарядах несочетаемое: драгоценности, вышивки, бахрому, аппликации – и в то же время мог скроить очень простое, но невероятно элегантное платье. В нем всегда свободно уживались детская непосредственность, хулиганские выходки, эксцентричность, вдумчивая серьезность, пафосность... И вся эта гремучая смесь была щедро приправлена бешеной работоспособностью. Когда-то Гальяно окатил манекенщиц ведром воды перед выходом на подиум, потому что вдруг решил, что платья будут лучше смотреться мокрыми. Он не только создавал образы редкой красоты, но и всегда обладал поразительным человеческим магнетизмом. Магнетизмом, заставляющим даже самых известных топ-моделей кротко принимать от него любые сюрпризы. Талант, если его в человеке сверх меры, невероятно тяжкая ноша. Зачастую он пожирает изнутри, управляет мыслями и чувствами, порой заставляет человека совершать неадекватные поступки и жить совсем не так, как принято в приличном обществе. Таких имен сотни – Сальвадор Дали, Тулуз Лотрек, Оскар Уайльд, Владимир Маяковский – и у нас нет права их судить. А если с пристрастием покопаться в творчестве Шекспира, Пушкина или Гоголя, то можно найти там много сомнительных, по современным меркам, высказываний, вплоть до антисемитских выпадов. Но были ли они и вправду антисемитами? Кто сейчас может точно ответить на этот вопрос? Ведь видеокамер в те времена не существовало, и не было возможности записать чей-либо пьяный бред и выложить его в сеть. Когда Есенина упрекали, что он антисемит, он отвечал: «Помилуйте, у меня дети евреи!», но всё равно не прекращал в угаре кричать о еврейском засилье в России. И это при том, что со многими евреями очень тесно дружил. К слову, один из самых близких друзей Гальяно – глубоко религиозный еврей Сидни Толедано, главный управляющий модного дома Dior. Так как же человек, лучший друг которого еврей, может быть действительно антисемитом? Что же касается якобы любви Гальяно к Гитлеру, то тут совершенно очевидно, что его интерес основывается не на восхищении ужасными деяниями фашистов, а на уважении к яркому художественному образу этого диктатора и злодея, который, увы, сохранится в веках, как бы нам ни хотелось забыть о нем. И Гальяно, являясь экспериментатором до мозга костей, тянется ко всему запретному, провоцирует скандал, потому что не может иначе. Зачастую гении остаются детьми всю жизнь, так вот Гальяно не вышел из подросткового возраста, а ведь всем известно, что только дети могут сказать своим родителям в запале: «я вас ненавижу», когда те не купили им мороженое. Причем, конечно, слова эти ничего не значат, хотя и не должны остаться без должного наказания. Вопрос в том, что делают с подростком, который злится на мать, что та не разрешает ему, к примеру, курить или гулять по ночам? Его лишают карманных денег, стараются убедить, что он не прав и всё поймет со временем, пытаются увлечь чем-то другим или, заперев в комнате, заставляют срочно учить уроки. Но ни одна семья не выгонит своего любимого ребенка из дома. А Гальяно выгнали из дома DIOR, несмотря на пятнадцатилетний успешный совместный труд. Будто бы он всё это время только и делал, что ругал евреев, не принося миру никакой пользы. Вот, что заявил участник той перепалки в кафе, спустя две недели после медиа-скандала: "Сегодня я убежден, что его слова опережали его мысли. Я не думаю, что Гальяно – расист или антисемит. Мне кажется, он просто очень болен, и эта ситуация его спровоцировала. Эта история поразила нас. Я ведь даже не знал, что это сам Гальяно. Для меня это был всего лишь конфликт в баре. Джон Гальяно не заслужил такой атаки. Я не хочу, чтобы его топтали вот так". Но машина завелась, остановить ее уже нельзя, и теперь нет для мировой общественности хуже злодея, чем Гальяно, и каждый спешит пнуть «мертвого льва», потому как растоптать падшую звезду очень заманчиво и почетно. Знаменитое «Падающего — толкни» (Ф.Ницше), не это ли один из принципов фашизма... В наш гуманный век казни переместились с площадей в медиа-ресурсы, но суть их от этого не изменилась, и толпа по-прежнему требует зрелищ. Свой двадцатилетний юбилей в мире Высокой Моды, который состоялся в 2009 году, дизайнер John Galliano отметил выпуском именного аромата. В связи с этим, жаль, что у организаторов акции не возникла идея: все собранные вещи – штаны, сумочки и прочее – залить духами «John Galliano» и поджечь. А потом сплясать вокруг этого костра ритуальный танец в поддержку антифашистского движения. Только вот неизвестно, можно ли одним эпатажем, направленным против другого эпатажа, сделать значительный вклад в борьбу с настоящим фашизмом. И стоит ли думать, что фашизм поднимает голову на французских подиумах... Может, не там ищем, господа? |