ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Михаил Фатеев интервью с Игорем Ториком

Михаил Фатеев Игорь Торик: «Можно подтвердить
                                                          историчность библейских событий»
Библейская археология – наука сравнительно молодая. Подтверждают ли находки, сделанные в Израиле, повествования Священного Писания? Об этом мы поговорили с историком и экскурсоводом Игорем Ториком, автором увесистого «Энциклопедического путеводителя по Израилю». Человеком, имеющим часто неординарный, но всегда обоснованный взгляд на многие вещи.
- Есть ли археологические находки, подтверждающие истинность библейских повествований?
- Говоря о Библии, мы подразумеваем сразу несколько измерений. Религиозное измерение недоказуемо, потому что вопросы веры и знания не пересекаются. Тем не менее, библейские исторические события находят многочисленные подтверждения в археологии. За последние 30-40 лет было сделано немалое количество археологических открытий, подтверждающих историчность Библии.

Например, мы можем частично подтверждать историчность некоторых библейских событий времен книги Иисуса Навина.

Несколько лет назад в районе Западного берега реки Иордан археологи нашли ряд сооружений, которые первоначально назвали «сандалиями», поскольку это каменный забор, по форме напоминающий сандалии. Пяточка и передняя часть. В маленьком кругу – в пяточке – сложен круглый помост, что-то вроде жертвенника. В районе этого жертвенника найдено большое количество костей жертвенных животных, все они кошерные, т.е. годные для еврейских ритуальных приношений. Датируются они временем Иисуса Навина. Примерно XIII век до н.э.

Если вы помните, в Библии рассказывается, что, когда Иисус Навин с народом переходит речку Иордан, они становятся лагерем в Гильгале. Слово гильгаль – гальгаль на иврите означает «колесо», «круг». Существует предположение, что обнаруженные археологами круглые жертвенники – это и есть те самые «колеса». Их несколько – 12 или 14. Находятся они между Иерихоном и мостом Адама. Есть два варианта локализации места перехода реки Иордан под предводительством Иисуса Навина. Один у моста Аленби, второй у моста Адама. Как раз в этом районе располагаются найденные «гильгали», недалеко от горы Сартаба. Это фактически подтверждение того, что, по крайне мере, в период Иисуса Навина здесь появляется народ с библейской культурой, еврейской культурой.

Я уже не говорю о том, что в определенных местах найдены следы пожаров времен Иисуса Навина, говорящих о захвате этой земли. Найден слой в Шило, там, где стояла первая Скиния Завета. В одном из псалмов есть такая фраза: «И покинул Г-сподь скинию в Шило и поселился в Адаме». В синодальном переводе она звучит несколько иначе: «отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками». (Пс 77, 60). «Адам» на иврите означает «человек». Эта фраза всегда трактовалась в таком духе, что Бог покинул Скинию в Шило и поселился в каждом из нас. Но, вполне вероятно, имеется в виду географическое название Адам, вот тот самый мост Адам, где найден самый большой гильгаль с еврейским жертвенником. 

- Имеются ли следы времен Давида, свидетельствующие о присутствии евреев в Иерусалиме? Многие ученые подвергают сомнению историчность этого персонажа.
- Археология у нас политизирована, арабы утверждают, что евреев здесь в те времена не было. Но это не так. Даже самые проарабски настроенные археологи не могут отрицать присутствие здесь евреев. Они просто стараются преуменьшить их число. Они говорят не о большом городе Иерусалиме, а о маленьком населенном пункте. Следы присутствия евреев здесь есть. Безусловно и однозначно. Относительно недавно под Иерусалимом нашли камень с еврейским алфавитом, который относится к этому периоду.
До 1993 года скептики, к которым относилась большая часть археологов, считали, что царь Давид – это собирательный образ, и на самом деле такого царя не было.

Но вот в Тель Дане обнаружили стелу с упоминанием царя Давида, которое фактически является физическим доказательством существования этого царя.

Недавняя находка дворца Давида, сделанная археологом Эйлат Мазар, вызывает громаднейшие споры. Многие ученые считают эту находку спорной. Однако, к слову сказать, Эйлат Мазар – неполитизированный археолог. Она принадлежит к древнейшей, если так можно говорить об израильской археологии, семье археологов. Ее дед и дядя были основателями израильской археологии. Она человек объективный. То, что она нашла, очень похоже на дворец царя Давида. В археологии редко бывают стопроцентные доказательства, но есть ряд параметров, по которым можно судить методом исключения.

- А каким образам Эйлат Мазар сумела датировать находку периодом царя Давида, и уж тем более – идентифицировать ее как дворец царя Давида?
- Прежде всего, место. Сооружение, которое она нашла – большое каменно здание, пристроенное к северным воротам древнего Иевуса. Из Библии мы знаем, что царь Давид пристроил свой дворец к северной стене Иевуса. Здание это грандиозное, явно царского пошиба. Впоследствии царь Соломон, посчитав, что отцовский дворец для него тесноват, построил себе более роскошное здание, ближе к Храмовой горе. Не существует никаких исторических свидетельств тому, чтобы кто-то, кроме царя Давида, возводил в этом месте грандиозные сооружения.

Определение времени производится методом керамической стратиграфии. Полученные данные подтверждаются различными другими методами, и химическими, и физическими, и радиоуглеродными… Однако керамика считается основным, базовым методом.

В предполагаемом дворце Давида была найдена керамика Х века до н.э., т.е. периода царя Давида. Тут есть небольшая тонкость: дело в том, что керамика Х века и керамика IХ века практически не отличаются друг от друга. Поэтому те, кто критикуют Мазар, утверждают, что это керамика IХ века, т.е. времен царя Соломона и позже… Соответственно это сооружение не может быть дворцом царя Давида. Но, во-первых, ученые не располагают свидетельствами о том, что в этом месте строил кто-то другой. Возникает вопрос: если не Давид, то кто, по-вашему, это построил? И, если керамика IХ и Х века так похожи, почему вы решили, что это непременно керамика IХ века?!

Безусловно, это не стопроцентное доказательство. Но найденное сооружение очень похоже на дворец царя Давида.

- Каких еще открытий мы можем ожидать от неисчерпаемой земли Израиля?
- Сенсация и на то, и есть сенсация, чтобы быть неожиданной. Но могу сказать, что сейчас ведутся раскопки около дворцового комплекса царя Соломона. Их ведет Эйлат Мазар. Она уже объявила, что нашла часть построек времен царя Соломона.

Это очень любопытно. Даже те крайние исторические школы, которые «смирились» с существованием царя Давида, считали, что уж Соломона точно не было. Потому что до сей поры не найдено никаких археологических доказательств существования Соломона. Есть лишь исторические доказательства существования его сына. Отец есть, сын есть, а самого Соломона нет? Было бы любопытно каким-то образом подтвердить существование этого царя.

Сегодня, к сожалению, раскопок ведется не очень много. Все дело в финансировании. Сегодня все хуже дела обстоят с безопасностью, и деньги на ее обеспечение забираются из других областей, в том числе из археологии. Сегодня осуществляется в десять раз меньше археологических экспедиций, чем несколько лет тому назад.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї