ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

интервью с главным раввином С.-Петербурга М.М.Певзнером 2010

Главный раввин Петербурга: «Если вы обидели кого-то
                                                               зря – самое время извиниться!»
Приближается Йом Кипур – Судный день. О том, что означает для еврея этот день и как к нему следует готовиться, мы беседуем с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером.
- Рав Певзнер, в этом году Йом Кипур выпадает на Шабат, какие изменения это вносит в обычный распорядок субботнего дня?
- Йом Кипур в Торе называется «Суббота суббот». А в этом году он еще и выпадает на субботу. Получается такой вот «тройной Шабат». В обычную субботу мы должны обязательно устроить три трапезы с хлебом, дважды прочитать кидуш над бокалом вина. В Шабат запрещено поститься. И даже если установленный мудрецами пост должен выпасть на Шабат, его переносят на следующий день. Но есть единственное исключение – это Йом Кипур. Когда он выпадает на субботу, мы все равно постимся. Почему? Потому, что святость Йом Кипура еще выше, чем святость Шабата. 

- С чем связана такая «повышенная» святость?
- Дело в том, что Йом Кипур – это день Б-жественного прощения. Согласно Торе, после совершенного евреями греха Золотого Тельца Моше неоднократно молил Б-га о прощении. И наконец, после того как Моше во второй раз поднялся на гору Синай, на 40-й день Вс-вышний сказал: «Салахти кидвареха» - «Простил Я по просьбе твоей». Этот день как раз пришелся на Йом Кипур. С тех пор Йом Кипур стал днем прощения, когда Вс-вышний прощает еврейский народ за все грехи. 

- Вот так просто берет – и прощает? А как же наказание?
- Б-жественный суд – это не обычный, человеческий суд. И ключевое слово здесь – «раскаяние». Если вы, не дай Б-г, совершили уголовное преступление, вас будут судить по всей строгости закона. И даже если вы искренне раскаялись в содеянном, это вряд ли повлияет на приговор. Ведь судить вас будут не по душевному состоянию, а по совершенным действиям, и наказание будет адекватно проступку. И даже после отбытия наказания совершенное преступление останется пятном на вашей биографии.
Б-жественный суд – это нечто совсем иное. Если вы раскаялись искренне и чистосердечно, Б-г «аннулирует» ваш грех, как будто бы вы его не совершали. 

- То есть, достаточно покаяться перед Б-гом – и ты чист, как новорожденный младенец?
- Не совсем так. Во-первых, раскаяться – это не только признать свою вину, но и принять твердое решение не поступать так в дальнейшем. Во-вторых, при условии глубокого и искреннего раскаяния Вс-вышний охотно прощает грехи, совершенные по отношению к Нему – такие, как нарушение кашрута, Шабата и т.д. Но Он не простит обиду, нанесенную вами другому человеку, пока вы перед этим человеком не извинитесь и не получите его прощение. Конечно, извиниться, признать свою неправоту – это тяжело и неприятно. Но, поверьте, дело того стоит! Знать, что вы со всеми помирились, что никто в мире не держит на вас зла – это прекрасно само по себе, и это поможет вам заслужить прощение Б-га перед Судным днем. 

- А если я не помню всех, кого обидел? Или кто-то обижается, а я об этом и не подозреваю?
- На этот случай в еврейской традиции есть замечательный способ. Встретив знакомого в дни между Рош Ашана и Йом Кипуром, на всякий случай просят у него прощения. «Если я тебя чем-то обидел, то, пожалуйста, извини!» Согласитесь, после таких слов трудно хранить обиду!
Излишне говорить, что если, помимо обидных слов, вы еще и нанесли человеку имущественный ущерб, вы должны возместить ему все убытки. Если взяли вещь без спросу – верните. Взяли в долг и не отдали – самое время рассчитаться с заимодавцем. Если из-за вашего бездействия партнер по бизнесу потерял деньги, найдите возможность компенсировать ущерб.
- А если, например, я нанес ущерб репутации человека, очернив его имя среди коллег?
- Полностью этот урон возместить, конечно, невозможно. Исправить ущерб от сплетен – это все равно, что собрать по перышку пух от подушки, развеянный по ветру. Здесь можно только искренне попросить прощения и решить, что больше никогда не повторите эту ошибку.

- Сегодня люди много общаются в Интернете, в социальных сетях, причем зачастую – с людьми, не знакомыми лично. А ведь стиль общения в сети более жесткий, чем в реальной жизни. Как попросить прощения у всех, кого обидел в «виртуале»?
- Что вам мешает разместить слова «Извините меня, если я вас чем-то обидел» на вашем сайте или в том же «Контакте»? 

- Но если я извиняюсь-извиняюсь, а человек отказывается меня простить? Ситуация заходит в тупик?
- Во-первых, извиняться вы должны не формально, а искренне, от всей души. И при этом условии вас, скорее всего, простят. Во-вторых, по еврейскому закону, вы обязаны просить прощения до трех раз. Если вы извинились как следует, но и на третий раз вас отказываются простить, можете считать, что исполнили свой моральный долг. О том, как следует действовать дальше, еврейский закон также дает ряд предписаний, изложенных в Шулхан Арухе. Ведь, согласно канонам иудаизма, человек должен не только просить прощения, но и сам уметь простить. 

- То есть, и я в свою очередь должен простить всех, кто меня обидел?
- Обязательно! В молитве, которую мы читаем перед сном, есть такие слова: «Я прощаю каждого, кто меня обидел». То есть, вечером, подводя итог дня, мы должны постараться искренне простить всех, кто нанес нам обиду. В Талмуде рассказывается такая история. Рабби Аба увидел, как усталый путник переходит через дорогу, заходит в сарай, прислоняется к полуразрушенной, грозящей обвалиться стене и погружается в сон. К этому человеку подползает змея и хочет ужалить, но в этот момент в сарай врывается дикий зверь и затаптывает змею. Человек просыпается, выходит из сарая, и в ту же секунду стена с грохотом обваливается. Рабби Аба спрашивает его: «На моих глазах Б-г совершил ради тебя два чуда. Чем ты заслужил это?» Тот отвечает: «Каждый день я прощаю каждого, кто меня обидел. И не только прощаю, но еще и стараюсь сделать ему добро». 

- А если меня ударили, обозвали, обокрали? Сложновато просить, особенно если у тебя даже об этом не просят…
- Следует настроить себя правильным образом.
Во-первых, прощая обидчика, вы не обязаны считать их правыми. Вы можете осуждать сам проступок и понимать всю его несправедливость. Главное – снять эмоциональный накал, перестать испытывать возмущение и гнев.
Во-вторых, вам может помочь еще одно соображение. Часто мы превратно понимаем слова другого человека, вкладывая в них совсем не тот смысл, который имелся в виду. Нам говорят одно, а мы слышим совсем другое. В результате мы лелеем обиду за неосторожные слова. И лишь впоследствии выясняется, что вас совсем не хотели обидеть!
И, наконец, когда мы прощаем обидчика, мы показываем Б-гу: «Видишь, Вс-вышний, этот человек передо мной виноват, но я его прощаю. А потому и Ты прости меня!» На эту тему я расскажу вам свою любимую притчу. Одна семья, жившая в деревне, перед Йом Кипуром отправилась в город, чтобы провести этот день вместе с большой еврейской общиной. По дороге семья остановилась, чтобы сделать трапезу, которую положено устраивать перед Йом Кипуром. Отец закончил трапезу раньше и сказал сыновьям: «Я пока пойду пешком, а вы как закончите – догоните меня на лошади, и я сяду к вам в телегу». Он отправился в путь, затем устал, сел на обочине дороги и заснул. Проснувшись, он увидел, что уже стемнело, наступил Йом Кипур, а сыновья забыли и уехали без него! Поднял он руки и воскликнул: «Отец, царь! Я имею полное право обидеться на сыновей. Но я их прощаю, ведь они мои дети! И я прошу Тебя сделать то же самое – простить Твоих детей, Твой народ!» 

- Главный раввин Петербурга тоже будет просить прощения у ближних перед Йом Кипуром?
- А как же! Ведь это – важнейшая заповедь. Кстати: если я ненароком чем-то обидел читателей нашего сайта, то, пожалуйста, извините!
Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер:
- Я призываю каждого еврея в Йом Кипур – самый святой день в году – прийти в Синагогу! Это день, когда во всем мире даже далекие от традиции евреи молятся в синагоге, просят Б-га о прощении и постятся. Наденьте белые одежды: этим мы символически уподобляемся ангелам. К тому же, белые одежды – это напоминание о дне смерти, к которому, после долгой и счастливой жизни, каждый из нас должен прийти в чистоте и раскаянии. Приходите на молитву «Изкор» - поминальную молитву за всех умерших. И помните: Йом Кипур – это день строгого поста. Не думайте, что пост – это очень тяжело. Попробуйте, и увидите: вам это по силам!






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї