ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

антисемитизм и ксенофобия. интервью с Дмитрием Дубровским

Правозащитник Дмитрий Дубровский: 
           «Я ходил по улицам Петербурга в кипе и в узбекской шапочке»

В Интернете продолжаются жаркие дебаты, связанные с недавней инициативой Мосгордумы – запретить СМИ называть национальность и вероисповедание преступников и их жертв. Насколько оправдана такая инициатива, и к каким последствиям она может привести? Комментарий ученого-этнографа и правозащитника, эксперта по проблемам ксенофобии Дмитрия Дубровского.
«Вот деревня» или «понаехали тут»?
- Заметили ли вы такую закономерность? Если в новостях мы видим: «Два жителя Петербурга напали на женщину», то по умолчанию мы понимаем, что речь идет о «русских». Если же нападавшие – представители меньшинств, то СМИ не преминут отметить: «Два кавказца, два чеченца». Никто не скажет: «двое русских ограбили магазин»: скорее уж, чтобы выразить критическую оценку, скажут: «двое неработающих граждан». Получается, что этничность большинства воспринимается как «нулевая»: «Нас большинство, значит, мы – обычные люди, питерцы, а вот они – грузины!» Так возникает эффект коллективной вины: упоминание этнической принадлежности исключительно для правонарушителей, представителей меньшинств, делает виноватым не отдельного человека, а нацию в целом. Жертвой этого эффекта становятся те, кого мы называем visual minority (то есть, те люди, чья принадлежность, с точки зрения «большинства», определяется визуально).
Кстати, эта проблема есть не только у нас, она остро стоит, например, в США. И это, в первую очередь, проблема не СМИ, а общества в целом. Журналисты, к сожалению, часто воспроизводят ксенофобский язык милиции и общества в целом. Если, например, на улице плюнет под ноги прохожим человек, которого визуально определяется как «свой», то окружающие в худшем случае подумают: «Вот деревня!» (что, заметим, тоже особенный вид расизма – только не этнического, а городского) Если то же сделает тот, кто визуально «чужой», реакция будет иной: «Понаехали тут!»

Отрицательное рекрутирование, или чем скинхед похож на милиционера?
Кого в первую очередь остановит милиция? Конечно же, человека с ярко выраженной кавказской внешностью. А ведь в любой толпе есть некоторое множество людей, среди которых наверняка есть преступники. И уже среди пойманных «лиц кавказской национальности» ищут правонарушителей, а потом это попадает в сводки. Это явление называется «негативным рекрутированием». Впервые эту тему подняли в США, озаботившись вопросом: почему так велик уровень преступности среди афроамериканцев? Уверяю вас, что проблема преступности мигрантов сильно преувеличена. Парадоксальным образом получается, что скинхеды и милиция часто оперируют одними и теми же представлениями! В частности, когда представители милиции убеждают горожан в том, что проблема преступности связана с приезжими, с мигрантами. Конечно, именно праворадикалы, наци-скинхеды активно поддерживают такую точку зрения.
Поэтому мое глубокое убеждение таково, что национальная принадлежность преступника не должна никак отражаться на реакции правоохранительных органов и общества и, соответственно, не должна подчеркиваться в СМИ.

Преступление-послание
Исключение составляют те случаи, когда преступление происходит на почве расовой или национальной ненависти. Ведь в этом случае имеет место преступление-послание (message), направленное не против отдельного человека, а против целого этнического коллектива. И в этом случае национальный фактор должен быть упомянут и в сводках милиции, и в СМИ. Но здесь следует избегать двух ошибок. С одной стороны, не нужно думать, что любое преступление против представителя нацменьшинств – это преступление на почве ненависти. Ведь это может быть обычная бытовуха! А на нее, отталкиваясь от привычных стереотипов, спешат «навесить» националистическую мотивацию. Как отличить одно от другого? Здесь следует учитывать, многие факторы; например, имела ли место «визуализация»: если, например, еврей идет по улице в кипе и на него нападают, это может служить «отягчающим обстоятельством» для нападавшего: ведь здесь гораздо больше вероятность, что на него напали именно как на «еврея». С другой стороны, возможна и другая ситуация. Например, человек достал мобильный телефон, заговорил на тюркском языке (или на любом другом языке, который отчетливо не опознается как европейский) и… получил по голове. А потом может выяснится, что он – русский, учивший в институте турецкий...
Я сам ставил такой эксперимент: дефилировал по улицам Петербурга в кипе, а в другой раз – в киргизской шапочке. Причем в первом случае это вызывало, скорее, смех: народ веселился, пытался найти во мне какие-то другие еврейские признаки («Ага! У него такой нос! Мы давно догадывались, что с ним не все так просто!») А в случае с киргизской шапочкой я чувствовал реакцию раздражения, плохо скрываемой ксенофобии. Один знакомый – между прочим, профессор уважаемого университета в Центральной Азии! – поинтересовался: «Зачем ты это надел? Это же обезьяны носят!».

Важна не национальность – важен мотив!
Добавим к тому же, что этническая принадлежность – вещь сложно определяемая. Например, «евреи за Иисуса» – кто они? Или вспомним ситуацию с Гофманом. Все были просто счастливы: ну как же, еврей – нацист! Но ведь на самом деле важна не формальная национальная принадлежность, а то, кем себя человек ощущает.
Отсюда следует принципиальный вывод. Важно не то, какая национальность у преступника или жертвы, а то, каким мотивом руководствовался человек, совершающий преступление. Если в преступлении нет этнического компонента, национальность как преступника, так и жертвы совершенно не важна. Если этнический компонент имеется – даже если преступник напал на русского, как на кавказца – то именно этот мотив и должен быть упомянут как в сводках МВД, так и в СМИ. Нет русского, нет еврея, нет грузина. Есть преступник, есть жертва и есть МОТИВ. Например: преступление, совершенное на почве ненависти к представителям кавказской национальности. Это позволяет снять массу проблем, снизить напряженность и предубежденность, подогреваемую в обществе постоянным упоминанием национальности преступника в милицейских сводках и СМИ.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї