| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
22 – 23 июня в Петербурге – съезд раввинов всей России.
Раввины России и Израиля узнают, что такое белые ночи! |
22 – 23 июня в Петербурге состоится грандиозное событие – съезд раввинов всей России. В съезде примут участие оба главных раввина Израиля – ашкеназский раввин Йона Мецгер и сефардский – Шломо Амар, а также главный раввин России Берл Лазар. По инициативе и приглашению Главного раввина С.-Петербург М.-М. Певзнера, съезд российских раввинов, собирающийся раз в два года, впервые будет проведен в Петербурге. О предстоящем событии мы беседуем с раввином Певзнером. |
- Рав Певзнер, почему съезд было решено провести в Петербурге? - На самом деле, разговор об этом идет с… 1927 года, когда в Петербурге был арестован 6-й Любавический Ребе! Именно тогда еврейская община хотела провести съезд раввинов в нашем городе. Но потом было решено отказаться от этой идеи из опасений, что советская власть воспользуется этим в своих целях и попытается оказать давление на раввинов. Вот теперь, в преддверии 12 Тамуза – годовщины освобождения Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона – мы решили наверстать упущенное.
- Большинство раввинов-участников съезда, наверное, никогда не были в Петербурге… - Это правда. Многим будет очень приятно впервые посетить Петербург – город, где проживает крупнейшая еврейская диаспора. Особенно интересным этот визит сделают белые ночи. Для еврейской общины Петербурга белые ночи создают особую специфику: это, во-первых, крайне позднее время начала Минхи и Маарива (полуденной и вечерней молитв), к чему большинство иудеев мира совершенно не привыкло. Кроме того, в Петербурге в сезон белых ночей Шабат начинается на несколько часов позже, чем в других точках мира. Ведь, как известно, Шабат наступает с заходом солнца. Особые проблемы возникают с исходом Шабата: согласно еврейскому закону, суббота заканчивается с выходом трех звезд. Но в белые ночи, как известно, звезды вообще не появляются! Поэтому было установлено, что время исхода Шабата должно совпадать со временем начала зари, а это около 2 часов ночи. Летние посты в Петербурге также заканчиваются необычайно поздно. В этом смысле сложнее и интереснее живется, пожалуй, разве что евреям Мурманска! Все эти реалии будут интересны и познавательны для раввинов, живущих в «нормальных» с точки зрения «поведения светил» городах.
- Какие надежды Вы возлагаете на предстоящий съезд? - Я надеюсь, что будет плодотворный обмен опытом. Мне хотелось бы лучше узнать, как в других общинах России, СНГ и Израиля решаются вопросы, актуальные для еврейской общины Петербурга. В первую очередь, это проблема кремации. Еврейский закон категорически запрещает сожжение тела. Это считается не только надругательством над телом умершего, но и актом, приносящим ужасающие страдания душе. Между тем, парадоксальным образом, в течение советского и постсоветского времени практика кремации стала для евреев Петербурга укоренившейся традицией, многие даже и не представляют себе, что нарушают вековые устои еврейского народа. И даже если люди знают, что «так не принято», то все равно предпочитают «исполнить последнюю волю» покойного, пожелавшего быть кремированным. Возникает своего рода порочный круг. Мне хотелось бы обсудить этот вопрос с другими раввинами, узнать, каким способом они доносят идею неприемлемости кремации до широкой публики. Кстати, сейчас эта тема приобрела особое значение для Петербурга в связи с реконструкцией Дома Омовения, которая облегчит соблюдение еврейского закона похорон, сделает похороны по еврейскому обряду делом организационно не более сложным, чем кремация. Еще один важный вопрос – это семейные ценности. Как сделать так, чтобы еврейская семья базировалась не только на материальных устоях и ценностях? Многие ассоциируют духовность со старшим возрастом: мол, в старости пора подумать о душе. Но важно так организовать процесс воспитания, чтобы «о душе» задумывались с самого раннего возраста. Чтобы родителям было, что передать своим детям. Это глобальная задача, которую часто можно решить только на уровне общины. В этом смысле обмен опытом тоже будет очень полезным и может дать свежие идеи, свежее видение.
- Участие главных раввинов Израиля, наверное, придаст съезду особый вес? - Безусловно. Ведь главные раввины Израиля – это люди, в первую очередь, обладающие огромным опытом. К ним поступают самые редкие и необычные галахические вопросы со всего Израиля, да и всего мира. Это вопросы такого уровня, которые не может решить никто другой. Например, это вопросы из области медицинской этики: в каких случаях возможно донорство органов, а в каких это запрещено? Допустимо ли отключение безнадежного больного от аппаратов искусственного жизнеобеспечения? Каждый такой вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации и предписаний Галахи.
- Чем, на Ваш взгляд, петербургский опыт может быть полезен «коллегам» – раввинам из других еврейских общин? - В первую очередь, это опыт существования в многонациональном городе, опыт позитивного сосуществования с представителями других национальностей и конфессий, и конструктивного сотрудничества с властями. |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|