ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

вопрос о паспорте и национальности

Верните «пятый пункт»?

На днях Конституционный суд отклонил жалобу жителя Волгограда, потребовавшего вернуть отметку о национальности в общегражданский паспорт. По мнению истца, нынешний формат паспорта ущемляет право гражданина свободно указать свою национальную принадлежность. Нам стало интересно, как относятся к этой проблеме эксперты и рядовые граждане. Должна ли указываться национальность в документе, удостоверяющем личность? И влияет ли наличие или отсутствие графы «национальность» в паспорте на чувство национальной идентичности у нацменьшинств, в частности, у евреев?

Давид Иосифович Баркан, доктор экономических наук, профессор:
- В этой проблеме есть две стороны. Во-первых, у всех нас жива память советских сталинских времен, когда запись «еврей» в паспорте закрывала все возможности устроиться на приличную работу. Показывая паспорт, еврей (или представитель любой другой «нежелательной» нации) рисковал получить плевок – если не в лицо, то в спину. И в этом смысле отмена графы «национальность» стала прогрессивным шагом, выбившим оружие из рук кадрово-партийной сволочи.
Если же говорить о проблеме еврейской идентичности, то, по моему убеждению, идишкайт не базируется на том, что записано у вас в паспорте. Идишкайт – он в душе, в образе жизни, в мыслях. Было бы опасно считать, что чувство еврейской идентичности включает в себя гордое наименование «еврей» в паспорте.
Полушутя могу добавить следующее: в Торе Б-г дал задание еврейскому народу: «И тобой будут благословляться народы земли». То есть, евреи должны были стать примером, светочем нравственности для всех. Увы, мы пока ужасающе далеки от этого идеала. Конечно, свою роль здесь сыграли и те тяжелейшие условия, в которых жил наш народ после разрушения Второго Храма. И тем не менее, как правильно сказал Герман Вук – задача остается, и остается надежда, что последние акты этой драмы еще далеко не сыграны. Но согласимся, что, если б в наших паспортах был штамп «еврей», это напоминало бы всем о том, что мы, как мне кажется, точно не справились с этим заданием Вс-вышнего. А посему – простите мою возможно неэтичную шутку – радуйтесь, что такого штампа у вас нет, и ни один представитель другой нации формально не может упрекнуть каждого из нас в том, что мы образцом и светочем пока, к сожалению, не стали.

Альберт Кашфуллович Байбурин, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (РАН):
- Отсутствие графы «национальность» в паспорте нельзя оценить однозначно. После отмены этой отметки так называемые «малые народности» выражали беспокойство. И связано это было не только с «высокими» соображениями сохранения идентичности, но и с чисто экономическими резонами. Например, «малые народы» Севера получают льготы, освобождение от службы в армии и т.д. В некоторых бывших союзных республиках в годы перестройки проводился референдум, и в паспортах жителей Татарстана и Башкирстана графа «национальность» была сохранена.
Даже в среде евреев, которые, казалось бы, натерпелись больше всех, звучали горячие протесты против отмены «пятого пункта».
Чтобы ответить на вопрос, влияет ли отметка о национальности в паспорте на чувство этнической идентичности, следует сначала определиться с тем, что есть этничность. Ранее в науке был распространен так называемый «примордиалистский взгляд», согласно которому этничность – столь же неизменная категория, как и группа крови. Сегодня превалирует другая точка зрения, согласно которой идентичность человека, в том числе и этническая, – это переменная величина. Например, я татарин по предкам, но по своей культуре я – русский. А в общении с представителем исламской культуры у меня были бы совсем иные контекстные ощущения. Жители Брайтон-бич в основном евреи, но позиционируют себя как «русские». В зависимости от контекста, человек модифицирует свою идентичность.
Скажу больше: во многих случаях этническая принадлежность – это искусственно созданное понятие.
Так, «паспортная» национальность – это чисто советское явление. Паспорт советского образца с графой «национальность» был введен в 1932 году. До этого указывались лишь язык и вероисповедание. В принципе, этого вполне достаточно для самоидентификации. Многие народы Центральной средней Азии в ответ на вопрос о национальности по сей день отвечают: «мусульмане»! Но в советские годы получило распространение такое явление, как «конструирование» этносов. Просто потому, что людей надо было «как-то записывать». Такой вот тотальный контроль, когда всех надо занести в ячейки.
Что же касается отметки в паспорте, одних она поддерживает. Для других это формальность. Третьи вообще стараются этого избегать. Здесь имеет значение, скорее, психологический фактор. Само по себе отсутствие или присутствие отметки о национальности ничего не значит. Важно то, как человек будет это расценивать. Но у каждого должна быть возможность выбора. Насильно навязанное отсутствие такой графы будет восприниматься как запрет, а это к добру не приведет. Кстати, по российскому законодательству, вы можете потребовать, чтобы вам выдали вкладыш, в котором будет отмечена ваша национальность.

Дмитрий Дубровский, ученый-этнограф и правозащитник, эксперт по проблемам ксенофобии:
- Россия – гражданское государство. А гражданин может быть кем угодно. Решение отменить отметку о национальности в паспорте должно означать полное переведение этой проблемы в область личных желаний граждан. То есть, проблема национальной принадлежности должна быть полностью выведена из сферы политики. Паспорт – это государственный документ. Если там фиксируется национальность, то это неспроста. В политике не бывает случайных вещей. То же и с переписью населения. Если мы считаем, сколько в стране кого, это приводит к плачевным последствиям. Тут же появляются разговоры: «Их слишком много», «их слишком мало», начинается квотирование, разговоры о демографическом дисбалансе… Если это граждане страны, не нужно считать их по национальному признаку. Имейте совесть. Повлияла ли отмена графы «национальность» на этническую самоидентификацию россиян? Простите, а как это может влиять? Что, вот вы прямо так встаете с утра и думаете: «Ой, кто же я? Дай посмотрю в паспорт? А, ясно, я еврей!» Если кому-то очень хочется отметить в паспорте свою национальность, пожалуйста, не забывайте о том, что права одних граждан не должны ущемлять права других. Возможно, выходом было бы оставить в паспорте пустую строку. Кто хочет – пусть вписывает туда свою национальность. Хотя, с другой стороны, это может привести к разночтениям. Одни назовут себя «скифами» (есть такая идентичность сейчас), другие ариями, и прочее. Кому и зачем нужна эта запись в таком случае? Или, например, вы объявите себя финном и потребуете для себя льготы. У меня была такая история – когда мне выдавали новый паспорт, без указания национальности, паспортистка неожиданно попросила меня написать на карточке:«русский». Я удивился: зачем? Она объяснила: «А вдруг вы попросите отправить вас в Финляндию? А мы скажем: нет, вы не финн, а русский, в карточке записано!» То есть, внешние по отношению к России факторы могут влиять на ситуацию с отметкой о национальной принадлежности внутри страны. Но я могу лишь повторить: для РФ единственное решение – убрать национальный вопрос из сферы политики.

Бенцион Ноах, прихожанин петербургской Синагоги с 1979 года: «Вспомните, когда вы последний раз открывали свой паспорт?»
- Не нужно указывать в паспорте национальность. Слово «еврей» будет выделять вас из толпы. Это лишнее. Конечно, надо гордиться своим еврейством. Тем, что ведешь еврейский образ жизни, соблюдаешь Тору. А вовсе не тем, что у тебя есть штамп «еврей». А иначе каждый нерелигиозный еврей скажет: «Зачем мне кашрут? Зачем соблюдать Тору? Вот, у меня в паспорте и так записано, что я еврей!». А вообще, не так уж и важно, что там у вас в паспорте. Вспомните, когда вы последний раз открывали свой паспорт? Когда я работал фотографом и делал фото на паспорт, женщины, бывало, так волновались, прихорашивались. А я их успокаивал: не делайте из мухи слона, разве так уж часто он вам требуется, ваш паспорт? Вот запись о национальности в свидетельстве о рождении – это действительно важно, а паспорт вторичен.

Александр Френкель, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга:
— В 1996 году, когда в результате указа Бориса Ельцина из российского паспорта исчезла графа «национальность», я выступал активным противником этого якобы «демократического» преобразования. Ведь по сути дела тем самым евреев — как и всех прочих российских граждан — лишили важной, а порой и единственной формы выражения своей национальной идентичности. Да, отметка о «национальности» была наследием советского режима, но ведь и все мы — тоже были частью этого наследия. В советские годы пресловутый «пятый пункт» был суррогатной формой выражения еврейской идентичности в условиях, когда не было других форм — таких, как, например, соблюдение еврейских праздников, посещение еврейских концертов, чтение еврейских книг. И вот теперь, одним росчерком президентского пера, людей лишали существенной части их национального «я», ничего не давая взамен. Проводился очередной, вполне «большевистский» по стилю эксперимент на людях. Довод, что «пятый пункт» был лишь орудием государственного антисемитизма, лукав и односторонен. Политика советского государства в «национальном вопросе» была амбивалентной. Само понятие о «национальности» являлось и инструментом дискриминации, и одновременно — сдерживающим фактором, предотвращавшим исчезновение малых народов и вынуждавшим государство поддерживать национальные языки и культуры. Необходимость вести статистику по «пятому пункту» сдерживала дискриминацию даже в отношении евреев. Например, если евреев в каком-то вузе ноль процентов — это неприлично. Поэтому до «нуля» не доводили, и хоть кто-то да поступал. К тому же дискриминация была возможна и без всякого «пятого пункта». Бьют, как известно, не по паспорту… Из личного опыта: в 1979 году, когда я пытался поступить в ЛГУ, в приемной анкете не было графы «национальность», но зато требовалось указать девичью фамилию матери! Графы не было, но меня, одного из лучших выпускников знаменитой 239-й школы, все равно не приняли… Я привожу сейчас доводы, с которыми тогда, 15 лет назад, выступал на страницах печати с протестами против отмены «пятого пункта». Но за прошедшие полтора десятилетия фактически сменилось целое поколение. Национальная идентичность нового поколения формировалась уже в совсем других условиях. Анкеты с «пятым пунктом» нашей молодежи заполнять никогда не приходилось, но зато они живут в мире еврейских праздников, концертов, загородных лагерей, поездок в Израиль. Поэтому сегодня отметку о национальности я бы возвращать не стал. Зачем ставить на людях очередные эксперименты?

Михаил Шарф, студент еврейской молодежной программы «Старс» при Большой Хоральной Синагоге
- Я считаю, что не нужно писать в паспорте национальность. Национальность – это то, что важно для человека лично, но перед законом все должны быть равны. Например, в Израиле в паспорте не пишут, еврей вы или не еврей. Конечно, должен быть документ, в котором отражена национальность, но обычно эта информация есть в свидетельстве о рождении. Для меня важно, что я еврей, но я не считаю правильным ходить и всем заявлять о своей национальности. Еврейство – это не то, чем гордятся напоказ, ведь я ничем его не заслужил, мне оно дано от рождения.

  

 






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї