ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Песах. Раввин Бенцион Ласкин об исходе из Египта

Раввин Ласкин: «Выйти из Египта – полдела. 
                                                          Главное – изгнать Египет из себя!»

На днях в петербургской Синагоге побывал раввин из Нью-Йорка, знаток Каббалы, бывший ленинградец Бенцион Ласкин. Он прочитал лекцию «Исход из Египта в свете Каббалы». Известнейший сюжет Торы предстал перед петербургской публикой в концептуально новом свете – сквозь призму каббалистических тайн и духовных практик. Например, оказалось, что египетские казни – это «обратная сторона» высших духовных сущностей, которые злодеи-египтяне извратили до неузнаваемости… за что и поплатились. Для тех, кому не посчастливилось присутствовать на лекции, приводим основные ее моменты.

Согласно Каббале, повествование Торы об Исходе из Египта – не что иное как «путевые заметки» для людей, стремящихся к духовному совершенству. Пребывание евреев в Египте и их последующий исход оттуда – не просто исторический факт, но некая универсальная парадигма духовного падения и роста. Само слово «Египет» на иврите звучит «Мицраим» - от слова «цар» (теснина, ограничение). «Мицраим» - это все, что стесняет, ограничивает наш духовный рост и стремление к Творцу. Поэтому Исход из духовного Египта должен происходить каждый день. То, что было вчера, - это уже «Египет», а сегодня необходимо стремиться вперед, к более высоким уровням. 

Как именно должен происходить этот подъем? Через очищение десяти сефирот – духовных сущностей, лежащих в основе мироздания. Фараон и египтяне предельно извратили эти сущности, и результатом этого стал «духовный бумеранг» - десять казней, которые есть не что иное как «искаженные сефирот». Возьмем, к примеру, первую казнь – когда вода в Ниле превратилась в кровь. Кровь символизирует сефиру Малхут («царство»), качество уверенности в себе. В принципе, уверенность в себе – это первая ступень любого дела, без этого нельзя ничего совершить. Но у Египтян уверенность в себе превратилась в самоуверенность, веру в то, что они сами создали свой мир и являются божествами. Источником самоуверенности Египтян была река Нил. В отличие от Израиля, где плодородие напрямую зависит от милости Небес (изливаемой в виде дождя), в Египте земля орошается Нилом, и это давало египтянам повод думать, что они ни от кого не зависят, что плодородие приходит «автоматически». Именно поэтому первую казнь Вс-вышний обрушил на Нил: вода в реке превратилась в кровь. 

Рассмотрим вторую казнь: земля Египетская «воскишела лягушками». В Каббале лягушки символизируют хладнокровие (поскольку они откладывают икру в холодную воду, а потом оставляют свое потомство без присмотра, без материнской теплоты). Хладнокровие – это «духовная изнанка» сефиры Есод, воплощающей собой качество связи с окружающим миром. У Египтян чувство связи с ближними выродилось в полное равнодушие: вспомнить хотя бы, с каким хладнокровием они обрекли на смерть десять тысяч еврейских младенцев. 

Еще один пример – девятая казнь. Спустившаяся на Египет тьма – это «обратная сторона» сефиры Хохма («разум»). Хохма символизирует восприятие. Согласно еврейской традиции, восприятие – это основополагающее качество человека. Неслучайно Тора учит, что за ущерб, нанесенный слуху человека, компенсация должна быть во много раз выше, чем ущерб любому другому органу. Ведь человек, который не понимает, что ему говорят, т.е., не ВОСПРИНИМАЕТ, неспособен к развитию. Египтяне извратили саму идею восприятия, так как гордыня и эгоизм «затянули» их ум, подобно тьме, и они не были в состоянии воспринимать новые идеи и смыслы. Отсюда и казнь – тьма. 

Последний пример – Аров, нашествие диких зверей. Дикие звери символизируют человеческие инстинкты, главные из которых – выживание, размножение и обогащение. Это то, что позволяет человеку выжить, но, вместе с тем, и является корнем всех духовных проблем. Египтяне дали полную волю всем своим инстинктам, обратили их во зло, и за это Б-г наказал их нашествием диких зверей. На отношении иудаизма к инстинктам следует остановиться особо. В отличие от древних греков, обожествивших инстинкты и сделавших из них культ, или от учения христиан, призывавших отрешиться от мира, полностью отказаться от всех «животных» инстинктов, иудаизм считает, что мы не должны полностью уходить от мира. Нельзя есть только соль. С другой стороны, если есть мясо без соли, получится несъедобно. Нельзя уйти от вложенных в нас Б-гом инстинктов, но нужно их ограничить. Например, есть заповедь об омовении рук. Человек приходит с работы усталый и голодный. Ему хочется сразу наброситься на бутерброд с колбасой. Еврейские мудрецы говорят ему: «Погоди! Сдержи себя. Омой сначала руки, исполни заповедь, а потом уже ешь!» Эта же идея лежит в основе кашрута («Не ешь все подряд – ограничивай себя!) и шабата. Тора говорит человеку: «Шесть дней работай, зарабатывай деньги, а на седьмой день – сдержи себя, исполни заповедь!» 

К сожалению, «искажением сефирот» грешили не только египтяне. Этим в той или иной мере страдаем мы все. И если мы хотим выйти из нашего духовного Египта, то необходимо «очистить» на своем индивидуальном уровне каждую из сефирот, вернуть ей первозданную святость и чистоту. Равнодушие к ближнему должно превратиться в заинтересованность и готовность помочь, гордыня – в смирение, «зашоренность» восприятия – в готовность познавать и постигать новое. 

Как именно следует очищать «духовные сущности»? Этому учит повествование Торы о том, как Б-г возложил на Моше миссию вывести евреев из Египта. Моше колебался, боялся взять на себя эту задачу, отговаривался косноязычием. И тогда Б-г дал ему знак, чтобы все поверили Моше: превратил его посох в змею. На самом деле, это был знак не столько для еврейского народа, сколько для самого Моше. В Мидрашах разъясняется, что Б-г хотел испугать Моше. Но почему тогда посох превратился не в тигра или льва, ведь эти звери куда страшнее змеи? Дело в том, что змей – это намек на историю Адама и Хавы. Б-г запретил первым людям есть плоды с Дерева познания добра и зла, но змей пытался «рационализировать» этот запрет, объяснять его с помощью логики. Чем это кончилось, известно – люди оказались изгнаны из райского сада. Поэтому змей – это символ логики. Превратив посох в змея, Б-г как бы сказал Моше: если ты хочешь правильно служить Мне, то твоя вера должна быть не как змей (т.е., не основанной на логике), а как прямой и несгибаемой посох. Посох, поднятый над головой Моше, - это символ того, что вера должна быть выше логики. Осознание этого – первый шаг к «очищению сущностей», к духовному Исходу из Египта. 

К сожалению, Египет сидит в нас очень глубоко. В Талмуде сказано, что Б-г очень спешил вывести евреев из Египта, т.к. они находились уже в 49-х вратах скверны. Если бы они перешли в 50-е врата, то уже не вышли бы из Египта, уже хотели бы остаться там навечно. Они бы уподобились рабам, которые, по еврейскому закону, навечно остаются в рабстве, если изъявляют такое желание. В Торе рассказывается о том, что выведенные из Египта евреи при малейших затруднениях начинали роптать и проситься обратно. Мы не сильно отличаемся от наших предков. Б-г вывел нас из Египта, но Египет-то из нас не вышел. Это тяжелый процесс, требующий постоянного кропотливого труда. И начинать нужно с малого. Выделить пять минут в день на изучение Торы. Начать зажигать субботние свечи. Отказаться от некошерного мяса. Главное – не останавливаться, ведь человек, стремящийся к духовному совершенствованию, подобен велосипедисту, заезжающему на гору. Стоит чуть затормозить – и резко катишься назад. 

В заключение – небольшая история, которую рассказывают о ребе Рашабе. В Любавичи к ребе приехали два одессита. Их приглашают по очереди в кабинет ребе. Первый рассказывает: «Ребе, у нас такие цорес! Открыли вторую синагогу – так все перессорились, грызутся между собой!» Ребе дал ему 10 рублей и отпустил с миром. Второй заходит и говорит: «Ребе, у нас все так здорово! Построили вторую синагогу, больше людей приходят на молитвы, такая благодать!» Ребе дал ему 100 рублей. Первый еврей возмутился: «Ребе, я рассказал тебе правду, и вот такая мне награда?» Ребе Рашаб ответил: «Что происходит у вас в Одессе, я и так знаю. Я хотел узнать, в какой Одессе находишься ты!» А в каком Петербурге находитесь вы? Видите ли вы темную сторону или светлую? Пустую половину стакана или полную? От этого зависит то, насколько для вас возможен духовный рост. Ведь никому еще не удалось выйти из Египта с грустью. Радость – это ключ к духовному совершенству.

 






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї