Красно-черные флаги с фашистскими орлами, люди в стилизованной под эсэсовскую форме и кожаных плащах с железными взглядами, свистки полицейских, дубинки, желтые звезды Давида, мечущиеся по сцене люди в лапсердаках, кричащие "помогите!" - трудно подумать, что все это происходит в опере, героев которой автор - француз Жак Франсуа Фроменталь Галеви, помещает в Швейцарию начала XV века. Однако это "Иудейка" в Михайловском театре, премьера которой прошла в конце этой недели и ознаменовала открытие года Франции в России. |
Арно Бернар - режиссер-постановщик
|
Галеви, будучи сыном парижского кантора и учителя древнееврейского языка, в своей "Жидовке" – так опера называлась в России до революции – первый ввел еврейскую тематику в так называемую французскую "большую оперу". В XIX веке это произведение, как мы сказали бы сейчас, «получило отличную прессу» и пользовалось колоссальным успехом, прежде всего, из-за своей динамики и огромного количества декораций, участников и костюмов. Критики того времени отмечали, что опера подкупает красочностью и средневековым колоритом. В основе изначального сюжета лежит любовный треугольник (что же еще, в классической-то опере?). Военачальник тайно влюблен в Рахиль - дочь богатого ювелира Элеазара. Законы того времени запрещали связь иудеев и христиан, поэтому военный выдает себя за художника Самуила, скрываясь под этой маской от властей и от своей невесты Евдокии, которая ни много ни мало – племянница самого императора. В светлый праздник Песах Самуил-Леопольд, уличенный красавицей Рахиль в незнании традиций, признается, что он христианин. Это становится тяжелым ударом для ненавидящего христиан Элеазара - типа вредного, сродни шекспировскому Шейлоку. Его можно понять - он много страдал от христиан и был изгнан из Рима. Однако богатый еврей смягчается и обещает благословить пару, если Леопольд примет иудаизм. Последнее совершенно не входит в планы жениха, и он убегает. На беду Евдокия заказывает Элеазару украшение для своего суженого, и тот вместе со своей дочерью приносит его на праздник во дворец, где и вскрывается противозаконная связь Леопольда и Рахиль. Все трое попадают в тюрьму. Однако Евдокии удается уговорить Рахиль оклеветать себя, чтобы Леопольду заменили казнь ссылкой. В тюрьме же появляется и местный кардинал де Броньи, который, в бытность еще светским человеком, потерял дочь во время пожара в Риме, но знал, что ее спас какой-то еврей. Разумеется, по канонам жанра, дочь кардинала - Рахиль, но мстительный Элеазар отказывается говорить об этом настоящему отцу. Опера заканчивается казнью Рахили, после которой Элиазар все же открывает тайну кардиналу (кстати, в советское время опера и шла под "политкоректным" названием "Дочь кардинала»). Это сюжет. Режиссер "михайловской" "Иудейки", тоже француз - Арно Бернар поставил оперу далеко не в классическом ключе, потому что ставить ее после Холокоста в карнавально-балаганном ключе, какою ее видел зритель XIX века , уже нельзя. "События происходят в 30-е годы XX-го века в условной европейской стране", - предваряет краткое содержание надпись в программке. Действительно, артисты хора и миманса, а также главные герои одеты соответственно заявленной эпохе. Тон задает действие, происходящее во время исполнения увертюры: на сцене появляется группа молящихся евреев, которых избивают громилы в красных форменных рубашках под руководством человека в кожаном плаще. Картинки из "Списка Шиндлера" следуют одна за другой на всем протяжении оперы , то это сцены погрома, то - погрузка в вагоны, то - фотографирование и, наконец, в финале - раздевание евреев до нательного белья. Опера получилась не столько про любовь, сколько про жизнь, смерть и веру. Пожалуй, самые сильные сцены - отказ Элеазара от предложения принять христианство и ария - молитва старого еврея перед смертью. Кстати, консультантом по историко-этнографическим вопросам оперы был кантор Московской хоральной синагоги Борис Финкельштейн, поэтому "ляпов" в традиционных вещах нет - например, во время молитвы Элеазар правильно соблюдает порядок облачения в талит и надевания тфилин. Грамотно поставлена и трапеза на Песах, словом, еврейскому глазу есть на что посмотреть. Хоть и говорят критики, что опера страдает постоянными переходами от мелодичности в речитатив и некоторой монотонностью мелодии, но эти особенности оперы с лихвой компенсируются блестящим составом, собранным под куполом Михайловского, среди которых великолепный Вальтер Борин в роли Элеазара и прекрасная испанка Мария Хосе Сири в роли Рахили - исполнение их партий безупречно. "Иудейка", к сожалению, привлекла внимание не только ценителей музыки, но и психически неуравновешенных людей - премьерный показ был перенесен из-за анонимного звонка о минировании театра. В связи с этим инцидентом в театре повышены меры безопасности, но никакого дискомфорта зрителям это не доставило. |