Фотовыставки работ на израильскую тему – не редкость в Петербурге: горожан балуют как местные художники, так и авторы из Земли обетованной, переносящие свое взгляд на Израиль через объектив на фотобумагу. Всегда эти экспозиции объединяет одно настроение: ощущение тепла, солнца, радости, надежды. Может, поэтому эти выставки так нужны в нашем северном городе, где солнце и тепло так же редки, как снег в Иерусалиме. Организаторы выставки, открывшейся 10 февраля в арт-отеле "Рахманинов", - отельеры и Израильский культурный центр – не очень долго размышляли над тем, как назвать экспозицию, состоящую из почти двух десятков работ как "мастодонтов", так и представителей новой волны израильской фотографии. Имя "Улыбки Израиля" родилось почти сразу. Действительно, на большинстве работ, развешанных в уютных интерьерах отеля, запечатлены улыбающиеся люди – как будто это непроизвольное движение лица само притягивает фотообъективы. В основу выставки положена ретроспективная идея: посол государства Израиля Анна Азари, приславшая организаторам и посетителям экспозиции свое приветствие, отметила, что "Улыбки Израиля" дают возможность бросить взгляд на все шесть десятилетий жизни страны, почувствовать, как местные фотографы видят свою родину и сравнить их впечатления со своими. Прежде всего приковывают взгляд работы классиков израильской фотографии – Зива Корена и Давида Рубингера. Последний – вообще человек-легенда. Родившийся в 1924 году, он бежал из оккупированной фашистами Австрии в Палестину и был с Израилем в самые славные и тяжелые моменты: через линзы камеры он видел основание государства, все войны и политические катаклизмы. Созданные им для журнала "Time" фотографии таких людей, как Давид Бен-Гурион, Голда Меир, Моше Даян, Шимон Перес, Ицхак Рабин и Ариэль Шарон, считаются классикой, а постоянная экспозиция его работ находится в Иерусалиме, в Кнесете недалеко от гобеленов Марка Шагала. Зив Корен, начавший свою карьеру 15 лет назад как армейский фотограф, работает сейчас в газете "Едиот Ахронот", публикуется в том же "Times" и еще в "Paris Match", "Le Figaro". Работы Корена и Рубингера – застывшая история. Тут и черно-белый портрет основателя государства – "замечательного старца" Давида Бен Гуриона, и хрестоматийная фотография трех парашютистов у Стены Плача, и снимок седого как лунь Ариэля Шарона. Кстати, эта фотография с больше всего понравилась первому секретарю посольства Болеславу Ятвецкому. "Мы привыкли видеть Ариэля Шарона на войне, в танке, штурмующим Синай, в Кнессете, а тут он в такой необычной обстановке – среди картин Пикассо, такой человечный", – поделился господин Ятвецкий впечатлениями от выставки. Современный, "неклассический" Израиль представлен несколькими фотографиями: очень много солнечных пляжных фотографии – тут и буйство красок на тель-авивской набережной в разгар сезона и пустота пляжа у Газы, где купаются редкие дети израильских поселенцев и совершенно счастливая пара влюбленных. Есть праздничные моменты: например, группа невест или огромный флаг со звездой Давида, который альпинист устанавливает на здании в преддверии 60-летиия, и фотография ортодоксального еврея, застывшего в прыжке во время праздника Лаг Ба-омер. Посетители охотно делились впечатлениями. Например, сотруднику Сохнута Роме Когану очень понравилась эта "гармония в противоречии", с которой скомпонована выставка. "Да, тут есть наша история, наша славные люди и героические моменты, но есть и ряд фотографий, где Израиль видится обычной страной – без надрыва, без подвига - просто живая жизнь обычных людей, мирная жизнь. Это очень хорошо, что мы, израильтяне, прошли этот путь и теперь хотим и можем жить, как все", – сказал он. Все посетители остались довольны, а две пожилые петербурженки пообещали привести на выставку своих внуков, чтобы "показать им истоки". Выставка будет работать три недели, после чего, как обещают организаторы, они порадуют горожан новыми фотоработами израильских художников. |