В воскресенье, 27 декабря этого года, ещё одним талантливым человек на земле стало меньше. Скончался легендарный и удивительный композитор Исаак Шварц. Его мелодии напевала вся страна – «Ваше благородие, госпожа удача», «Не обещайте деве юной», «Соломенная шляпка»... Ему было 86, уже несколько лет он тяжело болел, но всё же продолжал творить. Музыка к сериалу «Дом на набережной» (2007 год) стала последней его работой. Исаак Иосифович родился 13 мая 1923 года в городе Ромны на Украине. Его дед по отцовской линии был раввином, в начале XX века он переехал в Ромны из Прибалтики. Бабушка по материнской линии была в родстве с известным скульптором Антокольским. Отец, ученый-филолог - окончил Петербургский университет. Через семь лет после рождения сына семья переехала в Ленинград, где Исаак начал заниматься по классу фортепиано в Доме художественного воспитания детей. И уже в двенадцать лет он принял участие в юношеском концерте в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1936 году его отец Иосиф Евсеевич был арестован органами НКВД, осужден по статье 58 за «антисоветские разговоры» и сослан в лагеря, где и умер. Летом следующего года семью сослали в Киргизию. Мать Исаака Рахиль Соломоновна, работавшая до этого учителем, устроилась в городе Фрунзе на швейной фабрике, а сам он начал давать частные уроки по игре на фортепиано детям местных чиновников. Позже Исаак стал учиться композиции и подрабатывал концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой отечественной войны Шварц руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1945 году семья Шварцев наконец вернулась в Ленинград, где Исаак смог поступить в Ленинградскую консерваторию. Первый успех пришел к нему сразу после ее окончания. Выпускной работой стала симфония фа-минор, ее приняли хорошо, и уже через год, в 1955, Исаак Шварц стал членом Союза композиторов. Но широкой публике Шварц всё же больше известен как кинокомпозитор. И недаром. Ведь он создал музыку к 110-ти фильмам и более чем 35-ти спектаклям. Он работал с такими крупнейшими режиссерами театра и кино, как Товстоногов, Гончаров, Пырьев, Ромм, Швейцер, Герман, Лунгин. Многие фильмы возникают и живут в памяти уже нескольких поколений именно благодаря музыке Исаака Шварца. Вспомнить хотя бы такие легендарные ленты, как «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля. В одном из немногочисленных интервью Исаак Иосифович так подытожил своё творчество в кино: «Самым легким режиссером, с которым я имел дело, был Акира Куросава. Мне кажется, что, чем крупнее режиссер, тем легче с ним находить общий язык. В силу того, что он больше знает, больше понимает. И доверяет больше». Народный артист России и лауреат Госпремии, Исаак Шварц, помимо музыки к спектаклям и фильмам, писал симфоническую музыку, а также создал балеты «Накануне» и «В стране чудес». В 2000 году Шварцу присуждена Царскосельская художественная премия «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов 19-20 веков». Более тридцати романсов Исаак Осипович создал на стихи Булата Окуджавы, с которым их связывала крепкая дружба. К еврейской теме композитор обратился уже в конце жизни, написав концерт «Жёлтые Звёзды (пуримшпиль в гетто)» в семи частях. Идея этого сочинения возникла у него под впечатлением документальных записок одной из узниц Каунасского гетто, особенно потрясших композитора описанием празднования Пурима. Исаак Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев. Премьера этого произведения состоялось в Петербурге в мае 2000 г. и была приурочена ко Дню Независимости Израиля. В Москве исполнялась новая редакция концерта, и вечер был посвящен сразу и Еврейскому Новому Году, и шестидесятилетию творческой деятельности композитора. В 2002 году концерт «Желтые звезды» был записан на компакт-диск в исполнении Владимира Спивакова и Российского национального оркестра. Последние годы Исаак Иосифович Шварц жил в посёлке Сиверская в Ленинградской области и выбор свой объяснял так: «Вообще люблю все самое простое. И живу очень просто. Сиверскую выбрал случайно. Это тихое место. Ничто не мешает здесь жить спокойно, вдали от всяких производственных интриг. Литераторы, композиторы не ладят между собой, а я здесь живу тихо». |