Синагога Санкт-Петербурга. История 2
4.10 Ремонт синагоги перед Олимпийскими играми в Москве
Ремонт синагоги перед Олимпийскими играми в Москве4.11 Движение «отказников» в 70-х, 80-х5. Синагога в постсоветский период5.1 Годы перестройки5.2 Синагога сегодня
В послереволюционные годы крупных ремонтов синагоги не проводилось.
В преддверии Олимпийских игр в Москве и Ленинграде синагога попала в число основных экскурсионных объектов.
В 1978 г. государством были выделены крупные средства, и ремонтные работы осуществлялись под руководством председателя правления Кальмана Эфраимовича Плоткина.
Именно тогда в здании синагоги были положены дополнительные балки, и некоторые помещения были поделены на два этажа.
Движение "отказников" в 70-х, 80-х
В 1970 году группа молодых сионистов предприняла попытку угнать самолет в Швецию из аэропорта Ржевка под Ленинградом. Цель состояла в том, чтобы устроить пресс-конференцию и рассказать всему миру о положении евреев в СССР. Этим планам не суждено было сбыться, при захвате самолета заговорщиков схватили и посадили в тюрьму. Но все же в начале 70-х власти начали понемногу выпускать из страны евреев. Это продлилось недолго. К началу 80-х годов поток отъезжающих был практически перекрыт. В стране и в городе образовался круг "отказников". Евреи, насильственно удерживаемые в СССР, вынуждены были задуматься о возможностях национального возрождения "здесь и сейчас". Чаще всего центром общения становилась Синагога. Большинство ленинградских евреев к началу 1970-х годов уже почти ничего не знало об иудаизме. Но в праздники, особенно в Симхат-Тора, в Синагоге и возле нее собиралось очень много молодежи.
По сообщению уполномоченного по делам религий и церкви Жаринова, в 1972 году осенние праздники прошли в Ленинграде спокойнее, чем обычно, народу было меньше, молодежь пела и танцевала только во дворе Синагоги, движение по Лермонтовскому проспекту перекрывать не пришлось. А участники событий вспоминают, что молодежь, пытавшуюся задержаться во дворе Синагоги, чтобы попеть и потанцевать, разгоняла милиция с собаками. В обычные же дни в Синагоге собиралось лишь несколько стариков; казалось, она пустеет на глазах, особенно после смерти рабби А. Лубанова. Но к концу 70-х годов положение изменилось. Часть активистов еврейского национального движения обратилась к иудаизму.
Теперь в Синагогу молодые люди заглядывали уже не только по праздникам, но и в будни.
Опасаясь информаторов КГБ, и раввин Ефим Завельевич Левитис, занявший эту должность в начале 80-х, и старики, составлявшие ядро общины, поначалу с недоверием отнеслись к молодым. По словам одного из участников движения, старики, прошедшие тюрьмы и лагеря, боялись не только за себя и общину, но и за молодых людей, приходивших в Синагогу. Поэтому они напускали на себя грозный вид и предлагали молодым уйти, а тайком радовались, исподволь учили тому, что знали сами, и вопреки правилам давали читать книги из синагогальной библиотеки.
Постепенно к середине 80-х годов Синагога стала превращаться в центр возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. Старикам новая роль была не под силу. Но к середине 80-х годов в городе уже действовала на квартирах сеть различных кружков и семинаров, организаторы и активисты которых так или иначе были связаны с иудаизмом.
Синагога в постсоветский период
Годы перестройки
В 1987 году началась работа по созданию легальных еврейских культурных организаций. Основываясь на призыве создавать клубы по интересам, опубликованном в газете "Смена", еврейские активисты решили зарегистрировать первое в городе национально-культурное общество - Общество любителей еврейской народной музыки. Однако первые попытки были неудачными.
Но уже в мае 1988 года в Ленинградской синагоге с разрешения властей прошли концерты Международного фестиваля канторского искусства. За два дня в здании Большой хоральной синагоги состоялось шесть концертов. Билеты на эти концерты продавались в театральных кассах города, по городу были расклеены афиши. В Синагоге на всех концертах яблоку было негде упасть. В общей сложности на этих концертах побывали более 13 тысяч слушателей. Даже людьми, все еще далекими от еврейской национальной жизни, эти концерты воспринимались как прорыв к легализации национальной культурной жизни.
В 1991 году по инициативе общества "Шамир" была открыта дневная школа при Синагоге. Инициатором ее создания был ее первый руководитель раввин Михаэль Корец, впоследствии ее директором стал Марк Давидович Грубарг.
В 1992 г. в Петербург прибыл и развернул свою деятельность посланник Любавического Ребе М. М. Певзнер, ставший в 1997 г. главным раввином Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины (СПЕРО) после отъезда раввина Левитиса. В 1996 г. председателем СПЕРО был избран директор еврейской средней школы Марк Давидович Грубарг.
Синагога сегодня
В наши дни Большая Хоральная Синагога, которой уже более ста лет, вновь становится культурными общественным центром в жизни евреев, живущих в городе на Неве.
В синагоге созданы все необходимые условия для соблюдения еврейских традиций и обрядов (брит - мила, хупа и др.). Субботние и праздничные службы ведет один из лучших канторов Европы Барух Финкельштейн с синагогальным хором. Торжественно и весело проводятся еврейские праздники.
При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей. Несколько десятков еврейских юношей получают религиозное образование в ешиве «Томхей тмимим»
На учёте благотворительного центра синагоги состоит более 1000 больных и пожилых людей, к еврейским праздникам выдаются продуктовые наборы. Кроме того, более 200 особо нуждающихся такие наборы получают ежемесячно.
Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек. Оказывается вещевая гуманитарная помощь, пожилым людям со слабым зрением выдаются очки, два раза в неделю ведёт приём психолог - психотерапевт.
Успешно действует служба знакомств, с ее помощью образовались уже десятки еврейских семей.
Работает мацепекарня, ежегодно выпекающая до 40 тонн высококачественной мацы, которой снабжаются евреи Петербурга, пригородов и некоторых других городов.
При синагоге работает магазин «Кошер», в котором продаются сувениры, еврейские религиозные предметы и еврейские книги, кошерная еда. Совсем недавно при синагоге открылся кошерный ресторан "Лехаим". Работает недавно открытая новая миква.
К содержанию раздела>>
|