Встреча проходила в Санкт-Петербургском Студенческом центре «Гилель». Группа энтузиастов осваивала новые мидраши – тексты еврейских мудрецов, содержащие символическую интерпретацию Писания – с тем, чтобы отобразить все идеи на бумаге. Единого толкования мидрашей не существует: каждая версия имеет право на существование, что является благодатной почвой для дискуссий. Во время занятия Айзик Рохлин разобрал со студентами пассаж, касающийся создания женщины, которая сразу именуется «женой», из мужчины. Интересно, что при этом у мужчины есть конкретное имя – Адам, а его спутница на протяжении всего текста так и остается безымянной. Версия перевода, согласно которой прародительница прекрасной половины человечества была сотворена из 13-го ребра отца всех будущих мужчин на земле, неоднозначна. Дело в том, что в оригинальном тексте речь идет о более широком понятии – «грани», и, видимо, о лучшей грани Адама, а не о конкретной части его тела. Эти два единственных в мире человека буквально «прикрепляются» друг к другу, что означает их душевную близость. Кроме того, «единая плоть», коей они впоследствии становятся, может пониматься в трех аспектах: это может значить, что они становятся семьей, может подразумевать детей, а также – союз для создания плода духовного. А тот змей-искуситель, который зародил в жене сомнения по поводу непререкаемости запретов Всевышнего, совсем не обязательно существо материального мира. Это может быть внутренняя сущность человека, теневая сторона его души, которая есть в каждом и с которой нужно бороться. Далее последовало, пожалуй, самое приятное – рисование гуашью на тему только что прочтенных глав из священного писания. Как рассказал художник и знаток Торы Айзик Рохлин, много лет преподававший Писание детям и испробовавший разнообразные методики, наиболее эффективным методом постижения Торы оказалось… рисование. Кисть в руке и альбомный лист дают возможность ощущать текст интуитивно, на уровне художественных образов. Руководитель группы не замедлил подбодрить засомневавшихся в своих художественных способностях: мастер кисти – это не тот человек, который создаст идеально красивую с эстетической точки зрения картину, а тот, кто довершит начатое до логического конца. Ребята вооружились кистью и изложили собственное оригинальное видение библейских событий, изобразив создание первых людей, перипетии их отношений и трагическую историю грехопадения. Многие из участников выражали готовность охотно придти на следующее занятие. Однако на вопрос о впечатлениях после рисования одна из участниц художества все же скромно ответила, что для нее это первое посещение художественной студии, и она смущается своего неумения рисовать. Напоследок Айзик Рохлин процитировал Рава Исраэля Салантера, еврейского духовного лидера 19 столетия, который говорил, что иногда творческое постижение может быть более эффективным, чем длительное изучение.
|