общинах идет на финансирование еврейского образования. Помогая одним изучать Тору, кашрут отпугивает других от иудаизма.
В еврейском полку прибыло. Из Китая.
В октябре этого года самолет из Китая доставил в Израиль семеро новых олим – потомков ассимилированных евреев, осевших в городе Кайфынь на берегу Хуанхэ в 10 веке. За прошедшее тысячелетие кайфыньская община приобрела китайские антропологические черты, забыла иврит, сохранив лишь отдельные черты иудаизма (запрет есть свинину, которая составляет основу питания в Китае, зажигание свечей в Хануку и т.д.). Теперь семи избранным юношам и девушкам предстоит заново выучить язык своих предков и пройти процедуру гиюра, и все это при личной финансовой поддержке Михаэля Фройнда, директора полумистической организации «Шавей Исраэль». Помимо кайфыньских евреев, в поле зрения «Шавей Исраэль» также находятся «скрытые» польские евреи, усыновленные во время Холокоста католическими семьями; потерянные колена Израилевы в Индии, а также мелкие общины в Южной Америки и России, наподобие известных «субботников». Деятельность «Шавей Исраэль» вызывает немало споров и дискуссий о том, кого следует считать евреем.
Как стать президентом немецких евреев.
В Германии грядут очередные выборы президента Центрального совета евреев (ЦСЕ) – организации, объединяющей 107 общин всех цветов иудейского религиозного спектра и представляющей интересы 120 000 проживающих в ФРГ евреев. Система выборов отличается высокой транспарентностью, демократичностью и предсказуемостью (как и любые выборы в Германии): президент и два вице-президента ежегодно избираются общим собранием представителей всех 107 общин. Ничто не предвещало попыток переизбрания Шарлоты Кноблох, занимавшей пост президента с 2006 года, как вдруг с ясного неба грянул гром: известный немецкий публицист и самопровозглашенный «еврейский клоун» Хенрик Модест Бродер объявил о своем намерении баллотироваться в президенты ЦСЕ. По мнению г-на Бродера, политику ЦСЕ надо срочно менять: эта еврейская организация взяла на себя роль немецкой «совести», постоянно тычет немцев носом в их прошлое и раздает указания как вести себя всем – от политиков и деятелей искусства до самого папы Римского. Сверх того, Бродер обещает добиться отмены уголовного наказания за отрицание Холокоста.
Члены президиума ЦСЕ снисходительно смотрят на амбиции Бродера – журналиста изданий Spiеgel и Tagesspiegel, не состоящего ни в одной еврейской организации и посему не обладающего правом избираться в президенты.
Евреи и арабы поют песни вместе – в Марокко.
31 октября – 1 ноября в Эссуэйре, маленьком городке на атлантическом побережье Марокко, прошел ежегодный фестиваль Андалусийской музыки. Андалусийская музыка объединяет музыкальные традиции евреев, арабов и цыган, живших в Средние века на Иберийском полуострове, изгнанных из Испании Реконкистой в конце 15 века и нашедших приют в королевстве Марокко. Евреи и арабы мирно жили бок о бок вплоть до 1970-х годов, когда началась массовая репатриация марокканских евреев в Израиль. «Весь мир, а особенно арабский, должен брать пример с Марокко. Вот вам прямое доказательство, что евреи и арабы могут мирно сосуществовать, потому что все мы марокканцы», - сказал на открытии фестиваля раввин и исполнитель сефардских песен Хаим Лоук. Живой пример межобщинного мира – организатор фестиваля Андре Азулай, один из самых уважаемых иудеев в арабском мире и советник марокканского короля.
Евреи в Швейцарии выступают за строительство минаретов.
29 ноября граждане Швейцарии решат судьбу строительства минаретов в своей стране: разрешать или не разрешать. Швейцарские националисты при поддержке Швейцарской народной партии вынесли этот вопрос на референдум, надеясь, что граждане альпийской республики пойдут у них на поводу и проголосуют за запрет. Против них свои ряды сплотили мусульманские, еврейские общины, а также Римская католическая церковь, при этом Швейцарская федерация еврейских общин и Платформа либеральных евреев вместе осудили вынесенный на референдум вопрос как нарушающий свободу вероисповедания. В Швейцарии, где мусульмане составляют чуть более 4%, как и в соседних Франции и Германии, наблюдается растущая исламофобия и ультраправые настроения: в поддержку проведения референдума было собрано более 100 000 подписей, как того требует федеральная конституция.