фестивалей будет организовано в 20 странах; организаторы мероприятий – музеи, синагоги и неправительственные фонды ожидают более 200 000 гостей. За последние 10 лет придумать очередной «Европейский день» чего бы то ни было – например, пенсионеров, домашнего мороженого, экологии или туризма – стало самым модным способом привлечь внимание европейских граждан к какой-нибудь социальной проблеме и заодно получить финансирование от Европейского союза или Совета Европы в обмен на вывеску «Европейский». В отличие от прочих «европейских дней», Европейский День еврейской культуры держится на энтузиазме и стараниях международной волонтерской организации Бней Брит и Федерации еврейских общин. В этом году в фокусе «еврейской культуры» – еврейские религиозные традиции, а в качестве эмблемы выбран плод граната, тот самый, что едят на Рош Ашана. Внутри символического плода располагается накрытый для шаббата стол с халой и ритуальным вином. К сожалению, об участии России в «еврейском» Европейском дне пока что ничего не известно.
Шалом, Сезам!
В Америке придумали еще один способ остановить наступающую ассимиляцию еврейской Диаспоры. В 2010 г. к празднику светлой Хануки будет выпущена «еврейская» версия «Улицы Сезам» – самой успешной детской образовательной передачи, на которой выросло уже два поколения американцев. Популярный в Америке формат «Улицы Сезам» должен привлечь внимание детей и познакомить их с израильской культурой в понятной им игровой форме. Путешествуя вместе с лохматой синей зверюшкой по имени Грувер, дети и их родители увидят, как отмечают Рош Ашана и Хануку, пройдутся по рынку Махане Йегуда в Западном Иерусалиме, увидят Мертвое море и Тверию, узнают, что такое «мицва» – добрые дела, подружатся с израильтянкой из Эфиопии, русским эмигрантом и, конечно же, станут фанатами фалафели. Специальный религиозный совет, куда вошли представители всех течений иудаизма, уже одобрил культурное и религиозное содержание «Улицы Сезам». В 1986 г. «Улица Сезам» была адаптирована для израильских детей и получила название «Рехов Сумсум», а в 1998 году и палестинские дети получили и свою детскую телепередачу на арабском – «Шара Симсим».
Олим как воздух для Израиля.
В Израиле отмечают 20 лет с тех пор, как упал Железный занавес и советские евреи смогли вернуться на свою историческую Родину. Несмотря на все сложности абсорбции и интеграции, с которыми сталкиваются «советские» олим, прибыв на родину, израильские политики признают, что около миллиона новых иммигрантов (за последние 20 лет), 90% из которых родились в России, Украине и Беларуси, внесли большой вклад в развитие израильского государства и общества. Сейчас каждый четвертый ученый или профессор родился в бывшем Советском Союзе. Израиль не намерен останавливаться на достигнутом. На прошлой неделе на заседании правительства, посвященном вопросам алии и абсорбции, Беньямин Нетаньяху приветствовал продолжении алии в будущем: «Задачей любого израильского правительства всегда было возвращение евреев к себе домой, в Израиль, и мы не станем исключением». По словам премьер-министра, он сам питает слабость к «русским» олим, которые входят в нынешний состав правительства: Софа Ландвер, министр абсорбции, уроженка Ленинграда, Юлий Эдельштайн, министр по делам Диаспоры, и Евгений Кандель, глава Национального экономического совета, тоже когда-то сделали алию.
Маса разыскивает «без вести пропавших».
Уже шестой год Маса Израиль, совместный проект израильского правительства и Еврейского Агентства, приглашает молодежь Диаспоры провести год в Израиле, познакомиться с его культурой и получить израильский диплом. Максимальное число участников Масы – около 8000 в год, и это не предел. В этом году дирекция Масы решила увеличить показатели и выделила 800 000 долларов на необычную пиар-кампанию. По израильским телеканалам показывают фотографии пропавших без вести молодых юношей и девушек из Диаспоры – пропавших для государства Израиля. Израильтян, каждый третий из которых имеет родственников за рубежом, призывают не допустить дальнейшей ассимиляции евреев, которая в странах бывшего СССР достигает 80% (имеются в виду смешанные браки), и уговорить своих сверстников принять участие в Масе. Правда, эффективность такой пиар-кампании ставится под сомнение самими организаторами. По мнению Авелета Шило-Тамира, генерального директора Массы, количество желающих приехать в Израиль по Масе утроилось бы во мгновение ока, если бы Еврейское Агентство и правительство увеличили финансирование. В настоящее время участники самостоятельно оплачивают значительную часть расходов на оплату программы и проживание в Израиле. |