ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Московская «Хасидская капелла» побывала в Петербурге

Московская «Хасидская капелла» побывала в Петербурге

Для петербуржцев традиционная еврейская музыка – явление притягательное и вызывающее интерес. Еще одним подтверждением этому стал концерт Московского мужского хора «Хасидская капелла» (худ. руководитель – Александр Цалюк), состоявшийся 22 июня в Большой Хоральной Синагоге и собравший огромное количество зрителей: публика целиком заполнила Центральный молельный зал и даже его «второй этаж» – Женскую галерею. «Хасидская капелла» – хоровой коллектив, недавно отметивший свое 20-летие; выступавший с такими светилами канторского искусства, как Йозеф Маловани и Михаил Александрович; широко известный за рубежом и по своей популярности сопоставимый со знаменитым хором Турецкого.
Источником репертуара стал КГБ
История «Хасидской капеллы» любопытна: хор начал свое существование на заре перестройки, инициаторы его создания во главе с руководителем американского «Джойнта» выбили разрешение у самого Горбачева, а первыми источниками репертуара стали архивы КГБ: арестованные молитвенники, дореволюционные рукописные ноты. 

Отпочковались от Турецкого
Творческий путь начинали вместе с Михаилом Турецким, но в середине 90-х годов коллектив разделился. Хор Турецкого отдал предпочтение современной шоу-эстетике, в то время как «Хасидская Капелла» Александра Цалюка тяготела к возрождению «высокого» литургического, канторского искусства. Создание еврейского хора всячески поддерживал Главный раввин (тогда еще – будущий) России Берл Лазар. Свои первые шаги хор сделал в Большой Хоральной Синагоге Москвы.
Название подарил раввин
Раввин Берл Лазар предложил коллективу историческое название «Хасидская капелла»: по преданию, «хасидской капеллой» называли «бродячих» музыкантов-хасидов, ходивших за ребе и певших знаменитые «нигуним» (напевы). В репертуар «Хасидской капеллы» входит еврейская классическая музыка композиторов XIX – начала XX вв. – Ройтмана-Румшинского, Луиса Левандовского, Шарля Наумбурга, Моше Кусевицкого и других. Многие из них учились у Римского-Корсакова, Рубинштейна и Чайковского. Учитывая неразрывность русской и еврейской композиторских и исполнительских школ, Александр Цалюк видит свою задачу в том, чтобы органично сочетать вершины канторского искусства и достижения русской хоровой традиции.
Дедушка учился в одном хедере с Шагалом
Несколько слов о самом Александре Цалюке. Еврейская тема, равно как и музыка, начала интересовать его с самого детства. Маленький Саша учился музыке с четырех лет. А тема его выпускного диплома звучала так: «Историческое развитие еврейской литургической музыки». «Это был, вероятно, первый, официально разрешенный диплом по еврейской тематике, с 17-го года», – говорит Александр. Консерваторская комиссия заявила, что это не диплом, а целая диссертация, и что оппонента, сведущего в такой теме, не найдется. Александру посоветовали ехать защищаться в Израиль или США. Можно предположить, что интерес к еврейской тематике Александру привил дедушка. «Мой дед Лейб Вульфович Раяк, всю жизнь, даже в советские времена, был верующим человеком, почетным прихожанином московской Синагоги. Кстати, он учился в одном Хедере (традиционной еврейской начальной школе) с Марком Шагалом!» – рассказывает Александр. Сама фамилия Цалюк тоже неспроста – это аббревиатура ивритских слов, которая расшифровывается так: цадик (святой), лимуд (учение), катамар (как финиковая пальма). «Согласитесь – звучит весьма кошерно!» - смеется Цалюк.
Солисты
Постоянными солистами хора «Хасидская капелла» являются Леонид Бомштейн, Михаил Чесноков, Михаил Рубанов, Гия Бешитаишвили, Валентин Гутов, Андрей Скендеров. Партию фортепиано исполняет Александр Великовский. Несмотря на интернациональный состав и яркую самобытность участников (каждый исполнитель – это величина, а каждый солист – лауреат крупного международного конкурса), ансамбль воспринимается как единое и органичное целое. Участником концерта в петербургской Синагоге стал кантор Большой Хоральной Синагоги Григорий Якерсон, исполнивший сольные партии в нескольких композициях и вызвавший единодушное восхищение не только публики, но и коллег из «Хасидской капеллы»
Концерт в петербургской Синагоге
На концерте, ведущим которого был музыковед и музыкальный критик Артем Варгафтик, прозвучал ряд сложных по своему ритмическому рисунку и драматически насыщенных композиций – изящно аранжированные литургические мелодии на слова еврейских молитв. Языком этих молитв является иврит (древнееврейский), причем исполнение велось на «ашкеназском» варианте, принятом у евреев Восточной Европы. Часть произведений звучали a' cappella, часть – в сопровождении фортепиано. Концерт открылся нежной лирической мелодией «Ледор Вадор» («Из поколения в поколение», солист Михаил Рубанов) и композицией «Мойдим» («Благодарим», солист Леонид Бомштейн). Особые эмоции у публики вызвал фрагмент из новогодней службы «Авину Малкейну», чье музыкальное оформление соответствовало напряженному, страстному характеру духу этой молитвы и самого праздника. Аранжировка этого фрагмента нота в ноту повторяет знаменитую песню Барбары Стрейзанд, исполнявшуюся на 20-летии Государства Израиль. Композиция «Йисмеху» («Возрадуются», солист Григорий Якерсон) порадовала ценителей тонкой музыкальной шутки: те, кто внимательно слушал, обнаружили, что в музыкальную ткань вплетаются элементы «Цыпленок жареный» и гимна Израиля «Атиква». Людей, не искушенных в еврейских традициях, потрясло исполнение поминальной молитвы «Кадиш» (солист Валентин Гутов), в котором отсутствовал даже малейший намек на скорбь. Как отметил Артем Варгафтик, это неслучайно: «в еврейской поминальной молитве вы не найдете горестных мотивов: единственное содержание молитвы – хвала Всевышнему». Особым артистизмом отличалось исполнение композиции «Сим Шалом» («Установи мир», солист Григорий Якерсон), во время которого дирижер Александр Цалюк встал к зрителям лицом, а исполнители приветствовали публику полутанцем.  «Официальная часть» концерта закончилась композицией «Тен Шабат веТен Шалом» («Дай покой и дай мир», солист Гия Бешатаишвили), а дальше начались неожиданности. «Сейчас мы проверим, приспособлена ли акустика Синагоги для исполнения на русском языке», - пошутил Артем Варгафтик, и ансамбль очень проникновенно спел песню «Эх, дороги!» как дань уважения к дате 22 июня и к присутствующим в зале пожилым людям. Вступительные аккорды последней песни вызвали у публики радостно-изумленный смех: под бурные овации солист Леонид Бомштейн виртуозно исполнил… арию «La donna e mobile».
Несомненно, «Хасидская капелла» делает большое и важное дело. Как отметил во время концерта в Синагоге Артем Варгафтик, «Ни один другой ансамбль не хранит традиционный еврейский репертуар в таком объеме, с такой любовью и тщательностью, как это делает «Хасидская капелла»».
Фоторепортаж Юрия Алейникова и Владимира Яроцкого

        






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї