ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Репортажи: 16.01.2012 Надежда Серебренникова Исповедь кошерного лоха

Репортаж о том, как автор этих строк в течение одной недели пыталась соблюдать кашрут

Воскресенье накануне Хануки. Я заглядываю с утра в холодильник, и вдруг с облегчением осознаю, что экспериментальная неделя соблюдения кашрута сегодня закончилась, и мне больше не нужно думать, могу ли я взять тот или иной продукт, сварить детям коричневые яйца (еще докашрутного периода) или белые…


Коричневое яйцо сварить или белое? Конечно, белое! Ведь в коричневых яйцах чаще бывает кровь, а это очень некошерно

Я предполагала, что это будет непросто. До этого у меня ни разу и ни в чем не получалось себя ограничить. Ни когда была дважды беременна, ни во время кормления грудным молоком… Мела все подряд. А намедни гастроэнтеролог запретил все, что я мела, и разрешил другое – то, чем я вообще никогда не питалась и даже не представляла, что это съедобно... А тут вдруг поступило это предложение – почувствовать на себе, каково это – по-настоящему соблюдать кашрут. Хотя бы на одну неделю прикоснуться к иудейским традициям.
Стало любопытно. А смогу ли. И решила попытаться. Первым делом полезла в Википедию и вкратце ознакомилась со смыслом этого свода законов о разрешенной и запрещенной Торой пище с точки зрения Галахи. «Законы о кошерной пище, как и многие другие, – значилось в Интернете, – даны Всевышним и не всегда доступны пониманию человеческого разума. Верующие евреи соблюдают кашрут не только потому, что это полезно для здоровья, но, прежде всего, потому, что это – заповеди Творца».
Получив внятные инструкции от человека, строго соблюдающего кашрут, я сочла

разумным начать в воскресенье и прямо с утра отправилась готовить суп из кошерных продуктов.

Помня, что овощи в принципе кошерны (только без жучков!), сварила суп из овощей. От чего моя дочь, которой всегда по душе был куриный суп с вермишелью, пришла в негодование. А кошерной курицы в доме у нас сроду не водилось. Поэтому пришлось мне отправиться в магазин при Большой Хоральной синагоге. Цены произвели впечатление. Филе индейки за 550 рублей – это сильно, так же, как и говяжий фарш за 480. Несмотря ни на что, ради чистоты эксперимента купила в магазине кошерных продуктов: три вида мяса, две упаковки бездрожжевого теста, чай, бутылочку красного кошерного вина, майонез и кус-кус – любопытную штуку из крошечных шариков теста, которая готовится всего за пять минут. Этот дивный гарнир дети тоже забраковали. Им, учащимся младших классов, большим любителям печенек с молоком, практически не удалось присоединиться к моему эксперименту. Попытки предпринимал только муж, но голод не тетка – и ему не удалось обойтись без традиционных обеденных блинчиков в кафе быстрого питания. В итоге «вытянуть» соблюдение иудейской традиции хотя бы на «четверочку» смогла только я («сорвалась» один раз: когда пришлось перехватывать на бегу, ибо с утра до вечера так и не удалось побывать дома). Муж меня морально поддерживал вечерами, когда, слегка подшучивая над ситуацией, ел все, что я готовила. Его это развлекало.
Дети в первый же день «кошерной недели» завели спор о том, что же представляет из себя молоко.
- Это полупитье-полумясо, – авторитетно заявил восьмилетний сын, обосновав это тем, что молоко дает корова, которая состоит из мяса.

                       

Из нового овощного супа с кошерными фрикадельками (из кошерного фарша за 480 рублей) дети съели только фрикадельки. А я вообще перестала пить «полумясо». Согласно требованиям кашрута, надо ждать шесть часов между мясным и молочным. Мы к такому непривычные. Вдруг по ошибке что-нибудь нарушишь. Поэтому я избрала для себя непростой, но в каком-то смысле, легкий путь – воздержание. В первые два-три дня я просто не ела мяса и не пила молока. Одни только овощи и крупы, тщательно отсмотренные мною на предмет жутко некошерных жучков. Наша семья и в обыденной, некошерной жизни вообще-то старается их не есть.


Кашрут – и никаких жучков!

- Зачем тебе нужна вся эта дребедень? – увидев меня с пакетами кошерной еды, заявила одна моя знакомая, имеющая, кстати, некоторое отношение к иудейским традициям.
Видя мое замешательство от такой критики, меня поддержали пожилые женщины, которые пришли на благотворительный кошерный обед в Синагогу.
- Моя бабушка всегда соблюдала кашрут, – рассказала одна из них. – Мама была еврейкой, а папа – русским. И папа иногда просто умолял маму: «Дорогая, ну купи

свининки…». И та шла, покупала, вымачивала ее в соленой воде, а бабушке говорила, что это

телятина…
- Нет, ну так нельзя обманывать, – пожурила ее другая, к которой я, кстати, мысленно присоединилась. Правда, нельзя. Мне почему-то стало бесконечно жаль старушку, которая свято чтила традиции, а по незнанию иногда ела ужас какую некошерную свинину. Надеюсь, она об этом так и не узнала.
- Я всегда 2-3 часа вымачиваю мясо в соленой воде. Вода становится просто багровой, – рассказала моя собеседница. – Ведь смысл в том, чтобы не осталось крови. То, что продается здесь в магазине, специально обработано и вообще… вечная мерзлота.

Однако смысл, как я выяснила позже, не только в вымачивании, но и в том, чтоб животное было зарезано правильно. А вот насчет мерзлоты – это факт. Заморожено кошерное мясо так, что при желании им можно убить. Мы же в конце недели разморозили баранью ногу, запекли ее и с удовольствием съели с кус-кусом. А в субботу, на шаббат был пирог с филе индейки. И еще один – с клубникой.


На шабат был кошерный клубничный пирог

Делала я это все в пятницу, ибо, согласно Торе, в субботу у меня был шаббат. Ничего нельзя делать. Помню еще по поездке в Израиль, что в Нетании даже лифт на пляж в субботу спускает в автоматическом режиме. А приехали мы как раз в пятницу вечером, и если бы не гостеприимные мамины друзья, наверняка остались бы голодными.
Один мой друг, которому я похвасталась кошерной бараньей ногой, стал подтрунивать:
- А должно что-то произойти в течение этой недели? Ну, там озарение какое или экстаз религиозный? Репортаж уж больно унылый рисуется: «Сидела на диете неделю. Потом стрескала барана. Было круто»
Отвечаю по пунктам. Экстаза не произошло. Что касается озарения… Даже не знаю. В какой-то момент ощутила причастность к великой традиции, вот честно – ощутила. Но, хоть я человек пишущий, выразить мне это почему-то довольно сложно. Скажу только, что прикоснуться к этой традиции было приятно.

Была даже мысль, что я могла бы продолжить это прикосновение и в дальнейшем, но при нашем

образе жизни, когда все на бегу, на бегу… и, бывает, днем не знаешь, где окажешься вечером, и удастся ли зайти перекусить домой, это непросто. Для соблюдения кашрута, как я поняла, в голове и в доме должен быть режим и порядок. Кашрут этому сильно способствует. Быть может, ради его заведения и стоит повторить этот смелый опыт? Когда переедем в отдельную квартиру. Это, как оказалось, тоже немаловажно. Ведь, как мне рассказали, кошерную пищу нужно готовить в отдельной посуде, желательно – на отдельной плите. А проживание в коммунальной квартире предполагает совместное пользование плитой и приготовление на ней блюд любой национальной кухни. Соблюдающих кашрут соседей у нас нет, более того – есть те, кто органически не принимает еврейский народ вместе со всеми его традициями. Так что, оставляя для размораживания на кухне мясо с этикеткой «Суперкошер», изготовленное, как значится на ней же, под надзором главного раввина, я даже получила удовольствие. Пущай почитают. А то ишь, развели тут антисемитизм. Толерантнее надо быть.
В течение недели в нашей семье возникали разные споры, например, по поводу того, можно ли есть селедку, кошерна ли она (кошерной считается рыба с чешуей и плавниками). Вроде бы да, покачали головами еврейские бабушки в Синагоге, которые помнят, что их здесь кормили селедкой. Во время моего обеда в еврейской школе для мальчиков (Ух и вкуснотища же там! Не в пример обычным школам, на питание в которых в последние годы столько нареканий) я удивилась сливочному соусу на красной рыбе. И про себя стала рассуждать, что, наверное, рыбу-то можно употреблять с молочными продуктами, ведь рыба не считается мясом… Но позже я узнала, что рыбу с молоком нельзя, тем более на «мясной» кухне, а в соусе были специальные немолочные кошерные сливки под названием «сливки-парве».
В общем, никаких отрицательных эмоций в течение этой недели перед Ханукой я не испытала. Скорее положительные. Особенно от того, какими становились лица у людей, когда я задавала уже ставший стандартным вопрос:
- А это кошерное?
Секунд на двадцать человек «зависал». В его мозгу происходило молчаливое осмысление, а затем приходилось ему объяснять, что сие означает. Вот так я «несла культуру в массы». Ощущение хорошее, повышает самооценку. Нет, точно надо будет повторить!

Историю о том, как автор этой статьи в ходе проведенного расследования обнаружила у себя еврейские корни, читайте здесь: http://www.jeps.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8416



 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї