ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Статьи: profi-forex.org Антисемитизм: нужно ли и возможно ли его искоренение?

Антисемити́зм — крайне негативное отношение к еврейской национальности, основанное на религиозных либо этнических предрассудках возникло еще во 2 веке н.э. в среде христиан из-за причастия евреев к распятию Христа и уже 19 веков шествует по планете: пролетают столетия, меняется мир, будто узоры в детском калейдоскопе, не успевая отложиться в сознании, важнейшие исторические события, новейшие достижения науки, техники и технологии, неизменным в ней остаётся антисемитизм. В чем корни явления, тренды влияния на мир и наше сознание?

Скандалы на почве антисемитизма стали обыденностью и частью пиара? Последний буквально поразил мир: арт-директор французского дома высокой моды Christian Dior (теперь уже бывший), всемирно известный дизайнер Джон Гальяно оглушает посетителей парижского кафе антисемитской лексикой и признаётся в своей любви к Гитлеру (кстати, по данным Еврейского агентства «Сохнут», «лидерами» по антисемитизму в Европе сегодня являются Франция и Австрия) и почти одновременно с ним в другом конце всё той же Европы, в Украине, лауреатом национальной Шевченковской премии, чуть не стал скандальный роман «Черный ворон» Василя Шкляра, который многие называют «талантливой творческой энциклопедией, антисемитизма и русофобии», по которому другая знаменитость - польский режиссер Ежи Гофманом собирается снимать художественный фильм.

В итоге, антисемитизм явление насколько очень древнее, настолько же и живучее: официально осуждаемое, реально многими поддерживаемое в мире от целых государств (нацистская Германия, современный Иран) до миллионов людей в мире. Как в песне незабвенного Владимира Высоцкого под характерным названием «Антисемиты»: «Не лучше ль податься мне в антисемиты: на их стороне хоть и нету законов, – поддержка и энтузиазм миллионов». Действительно, попытки создавать в лице евреев образ коварного внутреннего врага, конечно, постыдная, но весьма распространённая тенденция: тысячи книг по проблеме антисемитизма так и не сумели объяснить корни явления и его популярность на протяжении 2 тысячелетий, поэтому, его причины до сих пор остаются плохо понятыми, а на само обсуждение в обществе часто наложено табу.

Зачем нужен образ внутреннего врага и почему чаще всего на эту роль избирают евреев?

Если в кране нет воды, значит, выпили… враги?

Антисемитизм: нужно ли и возможно ли его искоренение?Вспышки ксенофобии, антисемитизма в обществе, как правило, совпадают с нерешёнными социально-экономическими проблемами, экономическими кризисами и социальными взрывами, пояснили эксперты землячества России академии Masterforex-V.

Пример - мировой кризис 2008-10гг. Как известно из опросов, треть жителей Европы возложили за него ответственность на… евреев. На другом континенте, когда тогдашний президент Бразилии Луис Инасиу да Силва заявил, что «финансовый кризис вызвали не африканцы и не индейцы, а люди со светлыми волосами и голубыми глазами», имея в виду банкиров США, СМИ тут же мощно (!) отметили, что наиболее успешная их часть – это представители еврейского народа, а они далеко не все блондины с голубыми глазами. И эта дискуссия происходила в толерантной и благочинной Европе, то есть получается, что национальная терпимость хороша только в периоды экономического подъёма и процветания. Как только появляются серьёзные проблемы, в обществе сразу же начинается поиск «ведьм» и «козлов отпущения».

Так что же даёт создание образа «коварного внутреннего или внешнего врага», если с такой готовностью к нему прибегают индивиды и целые государства (вспомним хотя бы руководство Ирана, утверждающеe, что "Холокост - выдумка евреев")? Отметим два основных момента:

1. «Эффект вымещения». Это позволяет направить народное недовольство в другую сторону и тем самым сбить его опасный накал. Речь идёт о явлении, которое у психологов получило название «эффект вымещения»: глубоко обиженный человек теряет объективность суждений и готов выместить свою боль на любом, кто подвернётся ему под руку. Остаётся только подставить ему этого «подвернувшегося». Именно так было в нацистской Германии с евреями. Сказано же было, что если бы евреев не было, их следовало бы выдумать для удобства политиканов на все времена;
2. Отвлечь внимание. Уводит общественное сознание от истинных причин, и истинных виновников бедствий, помогает отвести негатив от «себя любимого». Например, вы когда-нибудь видели власть в экономически нестабильном государстве, которая признает в бедах виновной себя? Нет, не увидите. А гнев народа нужно спускать через какие-то клапаны, иначе произойдет взрыв. Ксенофобия - удобный и часто применяемый инструмент.

Таким образом, создание образа врага является хорошим способом удержания власти, так как служит удобным отвлекающим манёвром, а также фактором мобилизации и сплочения общества. Например, знаменитое «дело Бейлиса», которое на самом деле является классическим примером использования заурядного уголовного преступления в политических целях, когда в далёком для нас 1911 году в Киеве произошло зверское убийство швайкой (большим шилом) 12-летнего мальчика Андрея Ющинского. И хотя все следы преступления вели к Вере Чеберяк, содержательнице притона и скупщице краденого, с сыном которой дружил Ющинский, по-видимому, пригрозивший разоблачением, обвинили в убийстве приказчика кирпичного завода, около территории которого был найден труп ребёнка, – еврея Менделя Бейлиса. Убийство попытались объяснить «еврейским ритуалом», будто бы при изготовлении мацы к Пасхе используется христианская кровь (убийство произошло в субботу незадолго до еврейской Пасхи). Так вот, судебный процесс по этому делу будет длиться с 1911 по 1913 год, привлекая всё это время внимание общественности и подогревая националистические чувства. В конечном итоге, Бейлис был оправдан, а истинные виновники убийства так и не были найдены.

Мы не впереди планеты всей?

Антисемитизм: нужно ли и возможно ли его искоренение?Совершенно неправильным будет представлять антисемитизм, еврейские погромы чуть ли не исключительно российской традицией. Более того, если выделить «сильный» и «слабый» национализмы, то в России, вопреки сложившемуся стереотипу, был сравнительно низкий уровень ксенофобии и этнической агрессии. Во всяком случае, в Российской империи, СССР не было ничего похожего на почти 300-летнюю войну США по уничтожению индейцев, со снятием скальпов с аборигенов, 250-летнее негритянское рабство и сегрегацию, никогда не было «особых вагонов» на железной дороге и в трамваях, жёлтого цвета скамеек в парках, раздельного обучения в школах, Ку-Клукс-Клана и пр.

Отечественная история отличается и от австралийской с её «похищенным поколением», когда 100 тысяч детей аборигенов были насильно забраны из семей и отданы на воспитание белых, кстати, по местной конституции аборигены долгое время считались «частью природы». Есть показательная историческая параллель. Примерно в одно время с «делом Бейлиса» в Атланте (США) проходил аналогичный процесс над евреем Лео Франком, обвинённым в изнасиловании и удушении 13-летней девочки. Так вот, при недостаточности улик в деле его приговорили к повешению, но вооружённая толпа не стала дожидаться оформления всех документов, вырвала его из тюрьмы и сама повесила. Позже на месте казни побывало 15 тысяч человек, приезжали как на пикник, с женами и детьми, устраивали групповое фотографирование на фоне повешенного. Невиновным Лео Франка признали «всего» 70 лет спустя.

Увы, но антисемитизм существует уже больше двух тысяч лет и на всех континентах. Не углубляясь в седую старину (к примеру, исход евреев из Египта в 1320 году до н.э.), приведём наиболее известные примеры депортаций, погромов и преследований евреев, произошедших до гитлеровского холокоста:
• в 1290-м году после погромов евреи были полностью изгнаны из Англии (так что слова Черчилля о том, что на его родине «никогда не было антисемитизма, потому что мы никогда не считали евреев умнее себя», всё же требуют уточнений);
• в XIV веке волна еврейских погромов прокатилась почти по всей Европе. В 1394 году во Франции их обвинили в распространении «чёрной смерти» – чумы, в отравлении колодцев, подбрасывании яда на улицах и у порогов домов христиан, всё закончилось их массовой депортацией;
• в 1492 году в Испании был принят указ, обязывающий евреев в течение нескольких месяцев креститься или покинуть страну, несколько сотен тысяч их были изгнаны;
• в XV- XVI веках погромы в Германии вынудили евреев перебраться в Речь Посполитую, где они были фактически вытеснены в гетто (краковское – Казимеж, варшавское – Новый Иерусалим и т.д.);
• в Австро-Венгрии и в ХIХ веке у евреев были ограничения на передвижения по территории империи, им запрещалось заниматься рядом профессий: быть аптекарями, пивоварами, мельниками и пр.);
• в Российской империи тоже хватало кровавых погромов. В 1791 году для евреев была введена черта оседлости (Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, часть Украины). За её пределы разрешалось выезжать не более чем на полтора месяца, да и то с разрешения губернатора и непременно в «русской одежде». Также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.): в черте оседлости – 10%, в других городах – 5%, а в столицах – 3% и т.д.

Но, как известно, «неописуемая строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». На практике эти законы часто нарушались, кроме того эти 15 западных и южных губерний черты оседлости по своей территории превышали, к примеру, всю Францию, к тому же были наиболее экономически развиты. И наконец, правовые ограничения не касались крещёных евреев (напомним, дед Ленина – крещёный еврей – окончил медико-хирургическую академию в Петербурге, что было запрещено для иудеев), лиц с высшим образованием, купцов 1-й гильдии, служивших в российской армии и пр.

«Если друг оказался вдруг»… или почему именно евреи?

Антисемитизм: нужно ли и возможно ли его искоренение?Так в чём же причины антисемитизма, почему на роль «внутреннего врага» так часто избирают именно евреев? Чего в этом больше – осознанно-рационального, которое можно измерить, оценить, объяснить, или бессознательно-иррационального, находящегося за пределами разума, алогического?

Больше осознанно-рационального? Тогда, по мнению аналитиков землячества Израиля академии Masterforex-V, антисемитизм можно анализировать, искать его основные причины и предлагать объяснения:
■ Бытовой антисемитизм. Как известно, он черпает силы в повседневной жизни обыкновенных людей. Общение, трения, конкуренция представителей различных культур постоянно и стихийно воспроизводят отношения «свой» – «чужой». Признаем, во всём мире не очень любят инородцев и иноверцев, особенно если они не ассимилируются. Так было тогда с евреями, жили рядом, а ассимилировались слабо, замкнутые в своей общине пришельцы-евреи, резко отличались образом жизни, обычаями, религией, культурой. Это, с одной стороны, вызывало подозрение в глазах обывателя, в этом видели угрозу для себя лично, а с другой стороны, формировало отношение к евреям как к чужакам. К тому же бытовой антисемитизм использовали и используют политики в своих целях, его умело разжигают, на него опираются в достижении своих целей.

■ Идейный антисемитизм. К его сторонникам принадлежат те, кто считает евреев коллективно ответственными за распятие Христа, а потому относятся к ним как народу проклятому и наказанному Богом. На основании этого ненависть к евреям поддерживалась и разжигала священниками и проповедниками на протяжении многих веков. Здесь уместно будет вспомнить, к примеру, что на предложение разрешить допуск на ярмарки Киева и Риги еврейских ремесленников и торговцев императрица Елизавета Петровна ответила отказом: «От врагов Христовых не хочу иметь никакой прибыли». Серьёзной подвижкой здесь может стать новая книга Бенедикта XVI «Иисус из Назарета», частично опубликованная в начале этого месяца. В ней Папа Римский снимает с евреев обвинения в распятии Христа и напоминает, что все апостолы так же как и все ранние христиане были евреями.

■ Социальный антисемитизм. Кто же не слышал в своей жизни следующей сентенции: «Покажите мне бедного еврея»? То есть часто их не любят за успешность и благополучие. Как говорил Михаил Жванецкий: когда вижу антисемита, мне хочется спросить: «Ты что, завидуешь»? Хотя с биологической точки зрения не бывает умных или глупых народов, национальный характер создаёт история веками. Так было и с евреями. Как отмечал английский философ и социолог Лешек Колаковский, поскольку их отовсюду гнали, они научились приспосабливаться, чтобы можно было в минуту опасности сняться и начать на новом месте, но не с нуля, эту возможность давали деньги, золото, образование. В условиях постоянных гонений и лишений мозги – самый удобный капитал. (Кто же из нас в последнее время не говаривал, что в этой жизни у человека можно отнять всё кроме знаний). Отсюда, в частности, то большое внимание, которое уделялось образованию в еврейских семьях. Этот культ образованности и учёности подготовил почву для будущего взлёта еврейской интеллектуальной культуры: Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Марсель Пруст, Генрих Гейне, Генри Форд, Майер Ротшильд, Джордж Сорос, Чарли Чаплин, Франц Кафка, Нильс Бор, Исаак Левитан, Марк Шагал и т.д. Кроме того, судьба в какой-то степени вынудила евреев овладевать рискованными профессиями – торговцы, в том числе и водкой под залог, ростовщики, банкиры, купцы (в первой половине XIX века на Украине каждый 5-й купец был евреем, причём 95% из них были купцами 1-й гильдии). Профессии, спору нет, прибыльные, а ещё легко вызывающие, мягко сказать, неприязнь. У христиан, к примеру, ссужать деньги под проценты считалось греховным делом. К тому же, как писал Ремарк, все евреи были жертвами, но это не значит, что все они были ангелами.

■ Экономическая конкуренция. У антисемитизма тогда была и экономическая подоплёка, равно как она есть и сегодня. В середине XIX века еврейский капитал играл доминирующую роль в банковской, биржевой системе, железнодорожном строительстве Российской империи. Но уже в конце того же века нарождавшийся русский капитал проявил заинтересованность в устранении конкурента, в выталкивании еврейского капитала в эмиграцию. Частично эта задача была выполнена в царской России.

■ Революционная активность. Уже давно доказано, что российские власти еврейских погромов не организовывали. Но правовая дискриминация евреев превращала их в людей второго сорта, а их беззащитность перед законом, снисходительность властей к участникам погромов, лишь их провоцировала. Дискриминация и погромы, в свою очередь, оставляли евреям Российской империи три пути: либо ассимиляция, либо эмиграция (в конце ХIХ - начале ХХ веков только в США эмигрировали более 1,5 млн. российских евреев), либо в революцию. Притеснения евреев, с одной стороны, вызывали нелояльность к власти, а с другой, естественное стремление найти среду, которая бы их не отторгала. В том числе и отсюда идёт непропорционально активное участие евреев в российских революциях, высокий удельный вес еврейской молодёжи в руководстве всех революционных партий России (от четверти до трети) из-за чего антисемиты утверждают, что "революцию 1917г. в России организовали евреи", перечисляя пофамильно членов ленинского политбюро и СНК.

■ Ментальность. В этом разделе не будем вспоминать об удивительной способности евреев к ведению бизнеса, их великих достижениях в области знаний и культуры. За это их, как правило, ценят во всём мире. Будем говорить о тех чертах их национального характера, которые порой вызывают фобии у окружающих:
* не признающие авторитетов, всегда готовые к движению, к поиску нового, лучшего;
* с высокой самооценкой, всегда уверенные в том, что знают, что и как лучше, часто воспринимаемое окружающими как беспардонность, неделикатность, отсутствие вкуса и такта;
* народ крайностей.
Вот только в пылу вечной борьбы они часто забывают, что инициатива наказуема, и что, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.

■ Антисемитизм как явление бессознательно-иррациональное, это значит, что никакого объяснения и логики в нём искать не приходится. Французский философ Жан-Поль Сартр отмечал, что «антисемит надёжно иммунизирован против логики и опыта». Всё дело в том, что, как считает известный британский психолог, профессор Брюс Худ, «существует два типа людей, те, кто верит в сверхъестественное, и кто не верит в него». То есть, суеверия и религиозное чувство у части людей от рождения, они заложены на генетическом уровне. И никакие рациональные доводы не смогут их заставить отказаться от своих представлений. Иначе как можно объяснить тот факт, на который обратил внимание раввин Моше Пантелят. А именно, почему в разных странах и в разные времена евреев ненавидели за самые разные прегрешения, порой прямо противоположные: в одних странах их не любят как нищих, а в других — как богатых, в одних – за реакционность, в других — за вольнодумство, в одних – за полное равнодушие к судьбам страны, в других – за чрезмерное вмешательство в общественную жизнь и т.д. В общем, то, что ненавистно людям, в том они и обвиняют евреев, а ненависть, как известно, затмевает рассудок.
А может быть в этом споре «рационального и иррационального» правы третьи, полагающие, что иррациональное растение вырастает всё же из рационального зерна?

■ Если в государстве есть антисемитизм - значит в стране есть проблемы. Это аксиома политологии. Антисемитская выходка арт-директор Christian Dior Джон Гальяно в "благополучной Франции" возникла не на пустом месте. Национальная ксенофобия постепенно становится одной из главных проблем современной Европы, коренное население которой пытается вину текущих проблем, переложить на "кого-то": то на арабов, то на мусульман вообще, то на евреев. Проблема для ЕС настолько серьезная, что согласно соцопросам 15% населения современной Германии "не против возврата к власти снова Гитлера", поэтому об этой проблеме в полный голос говорят канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Николя Саркози, о чем говорится подробнее в статьях "Биржевого лидера": "Станут ли националисты у власти во Франции и чем это грозит миру?" и "Национальная толерантность или что еще серьезно угрожает ЕС?". Вопрос в деталях, какую ксенофобию (мусульманскую, еврейскую, славянскую) "старушка Европа" на сей раз разыграет среди населения?

По мнению аналитиков ведущего израильского портала NewsIL.ru ответ на вопрос "Антисемитизм: нужно ли и возможно ли его искоренение?" очевиден - не нужно, не имеет смысла, он, скорее, исчезнет сам собой – масса явлений, вещей, типов людей, привычек, даже народов исчезло в истории – об этом многие даже не догадываются.

Искоренение? А зачем? Если же кто-то считает, что нужно – так это дело каждого человека. Дело в том, что антисемитизм ничуть не более вредный, чем русофобия, исламофобия, или нелюбовь к белому хлебу. Не любит человек евреев, арабов или русских, не ест белый хлеб, это означает только то, что сказано. Если же этот нелюбящий начинает убивать евреев, арабов или русских, или уничтожать на прилавках магазинов белый хлеб, то он опасен не для евреев, арабов, русских и белого хлеба, а для всего общества. Понимаю, что вы будете удивлены, но антисемитизм евреям не мешает. Каждый еврей с детства знает – он есть, существует, и каждый вносит «поправку» на антисемитизм в отношениях с неевреями.

Более того, антисемитизм сослужил евреям хорошую службу – исторически сложилось так, что евреи, проживающие в диаспоре, то есть, вне своей Родины – Земли Сиона, особенно стараются получить образование, иметь специальность, профессию. На что совершенно логично указывают ваши эксперты. Еврей не может позволить себе быть никем и ничем – не выживет, особенно, в диаспоре. И потому процент «никаких евреев» очень низок. Антисемитизм вредит антисемитам. Как и любая человеконенавистническая теория, он разлагает личность, создает фальшивое представление о природе вещей и явлений, причинно-следственных связях, без чего не может быть умного развитого человека.

Мировая психиатрическая наука давно подметила – те образованные люди, которые «заразились» ксенофобией, в том числе, и одним из ее проявлений – антисемитизмом, для которых это стало навязчивой идеей, деградируют в своей профессиональной области. В итоге, ответ на вопрос - нужно ли и возможно ли искоренить антисемитизм, звучит так: нужно – и в первую очередь, самим антисемитам. Не хотят болеть – пусть искореняют – читают книги, изучают историю, религии, в частности, иудаизм.

Опрос журнала "Биржевой лидер" и экспертов академии Masterforex-V на ведущем форуме трейдеров, как вы полагаете, есть ли будущее у антисемитизма?
• нет, это явление практически исчерпало себя;
• есть, 19 веков существования антисемитизма не могут исчезнуть, мало того, это движение будет набирать силу из-за нерешенности экономических и социальных проблем;
• мне всё равно.



 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї