ской религии, традиции, культуре. Редкая возможность получить информацию не из учебников или лекций, а «из первых уст», непосредственно от носителей традиции, привлекла в Синагогу десятки студентов-философов, религиоведов, политологов и психологов. На вопросы отвечали первые лица общины: Главный раввин Санкт-Петербурга М.-М. Певзнер, Председатель еврейской общины М.Д. Грубарг и руководитель Информационного отдела Синагоги М. Трескунов. Приводим самые интересные вопросы и ответы на них.
Дмитрий, Педагогический университет им. Герцена, кафедра политологии: – Я хорошо знаком с различными течениями в православии, а какие направления имеются в иудаизме? В чем расхождение между ортодоксами, консерваторами реформистами в иудаизме? Раввин М.-М. Певзнер: – В еврейской религии имеется множество законов. Не всем легко эти законы соблюдать. Где-то 150 лет назад появилось реформистское течение, «отменившее» большую часть заповедей. Позже, в противовес реформизму, фактически зачеркнувшему ценности исконного иудаизма, возникло консервативное течение, более приближенное к ортодоксальному. Что здесь можно сказать? С точки зрения ортодоксального иудаизма, человек должен знать все законы. Соблюдает он или нет – это его дело, его отношения с Богом. Но менять закон, говорить, что он не обязателен, нельзя. Председатель общины М.Д. Грубарг: – Представьте себе, к примеру, что вам нужно во что бы то ни стало сохранить лошадь. Можно за ней хорошо ухаживать, кормить, мыть, расчесывать хвост. Такая лошадь будет жить долго, счастливо и принесет потомство. Но есть и другой способ – снять шкуру и сделать чучело. Сохранность обеспечена, да только это будет уже не лошадь. Так вот, реформизм – то же создание чучела. Анна, СПбГУ – В чем заключается предназначение еврейского народа? Раввин М.-М. Певзнер: – Предназначение еврейского народа – принести святость в этот мир. Бог сотворил мир, чтобы человек внес свой вклад. При этом Бог сделал мир таким, что святость в нем не видна. Задача человека – раскрыть эту святость, сделать ее явной, изменив мир в лучшую сторону. Еврейские мудрецы говорят, что, когда человек делает мир лучше, Бог радуется. В этом и заключается задача еврейского народа. Ахмед, Инжэкон, факультет философии – Как иудаизм относится к другим религиям? В частности, к христианству и исламу? М. Трескунов: – С точки зрения иудаизма, есть 7 законов, которые Бог дал всему человечеству. Один из этих законов гласит: люди должны признавать единого Бога. Христианство и ислам считаются монотеистическими религиями, поэтому иудаизм не только признает эти религии, но и приветствует. Согласно еврейскому закону, если есть выбор, с кем иметь дело в делах, торговле и т.д., лучше выбрать верующего человека, потому что человек, обладающий моральными принципами, более надежен. М.Д. Грубарг: – Но здесь есть и сложные моменты. Согласно еврейской традиции, Бог един. Нет такого, что один бог отвечает за Лермонтовский проспект, другой за улицу Декабристов и др. Для язычников идея единобожия была очень умозрительной. Христианство, с его доктриной триединства Бога, по сравнению с иудаизмом – некоторый шаг в обратном направлении. В этом и заключается основное различие. Хотя в этических, правовах, вопросах, в вопросах социального служения иудаизм и христианство едины. Есть много общего и в обрядовой сфере: псалмы Давида – важная часть христианской литургии. Погружение в купель позаимствовано из еврейского обряда окунания в микву. Дмитрий, Педагогический университет им. Герцена, кафедра политологии: – Существует теория, что евреи до возникновения иудаизма были язычниками. Об этом косвенно свидетельствует и одно из имен Бога в Библии: Эло-им. На иврите это множественное число… М.Д. Грубарг: – Отцом Авраама, основоположника иудаизма, был идолопоклонник. Но это лишь свидетельствует о величии Авраама, сумевшего прозреть монотеистическую истину в таком окружении. Евреем становится тот, кто принимает «еврейскую» систему ценностей. Евреи – это группа людей, принявших определенные обязательства по отношению к Богу. Когда наши предки были язычниками, они еще не были евреями. Став евреями, они отказались от язычества! Раввин М.-М. Певзнер: – Множественное число имени Эло-им не свидетельствует о политеизме. Это обозначение множественности Божественных функций. Алина, Инжэкон – Я слышала, что при Синагоге имеются эксперсс-курсы иудаизма, на какую аудиторию они рассчитаны? М.Трескунов: – Эти курсы рассчитаны на занятых людей среднего возраста, у которых имеется интерес к иудаизму и некоторый багаж разрозненных знаний. Задача курсов – систематизировать эти знания и заполнить пробелы. В первую очередь, эти курсы предназначены для евреев, желающих узнать больше о своей культуре. М.Д. Грубарг: – Но это не значит, что мы – закрытая организация. Мы не секта, двери Синагоги открыты для всех. Есть множество мероприятий, в которых может участвовать любой человек, не обязательно еврей. Александр, журналист федерального издания со стажем – У меня вопрос к раввину Певзнеру. Какое у вас отношение к тому, что недавний мордобой (драку между монахами разных течений) в Иерусалиме со всеми подробностями показывали по израильскому телевидению? М.Д. Грубарг: – Раввин в этом мордобое не участвовал! (дружный смех) Раввин М.-М. Певзнер: – Это скорее вопрос к вам, журналистам! (смех аудитории) М.Д. Грубарг: – Конечно, журналисты должны освещать все, но неприятен тот энтузиазм, с которым это делалось. С другой стороны, я не сторонник цензуры для прессы: иначе мы начнем с частичных ограничений, а закончится это тотальной цензурой. Александр: - Ну а если бы драка произошла между евреями, это тоже бы показывали в Израиле? Или не стали бы? М.Д. Грубарг: – Конечно, показывали бы! Правда, монахов у нас нет. Зато есть драчуны! Если бы подрались раввины, не сомневайтесь: выступили бы представители обеих сторон. Сами побитые. Политологи. А врачи рассказали бы о полученных сторонами ушибах. .В Израиле показывают все, там свободное телевидение. Но, конечно, неприятна эта ориентированность на жареный факт. Люди, глядящие на драку служителей Божьих, испытывают неудобство. А редакторы – нет! Мария, Балтийская академия туризма – Есть ли при Синагоге пиар-отдел? И что входит в его задачи? М. Трескунов: – В задачи нашего пиар-отдела, руководителем которого я являюсь, входит информирование общественности о мероприятиях и программах еврейской общины. Также мы работаем с прессой – оповещаем о важных и достойных освещения событиях в жизни общины, помогаем СМИ быть компетентными в освещении вопросов, связанных с иудаизмом. М.Д. Грубарг: – Мне даже приходится бороться с нашей пиар-службой. Они хотят, чтобы о вопросах, связанных с еврейством и иудаизмом, думали хорошо. А я хочу, чтобы – просто думали! (дружный смех) Михаил, СПбГУ: – Почему на этой встрече совсем не шла речь о дне Толерантности? М.Д. Грубарг: - Да мы же все это время только о толерантности и говорили! Но я не сторонник определенных дней, «выделенных» под толерантность. Вот есть час толерантности, в этот час я люблю всех, а дальше-то что? Тут нужны планомерные программы вероуважения (очень не люблю слово веротерпимость!), воспитания любви к ближнему. К сожалению, сейчас у нас достаточно эксцессов. На днях убили узбека в электричке, или взять этот недавний позорный инцидент на трибунах «Зенита»! Но в нашем городе многое делается для воспитания толерантности, и это обязательно принесет свои плоды! Мы, еврейская община, также предпринимаем шаги к тому, чтобы быть открытыми, понятными и сотрудничать с другими общинами города.
|